Опасные взгляды: как гендерные стереотипы мешают развивать экономику
Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование и выяснил, какие существующие гендерные стереотипы мешают женщинам участвовать в экономике наравне с мужчинами и какова вероятность победить их в ближайшем будущем. Своими выводами они поделились с Forbes Woman
Исследование рассматривает ситуацию с женским присутствием в цифровой экономике и публичном пространстве, а также изучает российский рынок труда и его перспективность для женщин. В фокусе — влияние на эти процессы гендерных стереотипов, например, взглядов общества на распределение финансовой ответственности в семье и «подходящие» для каждого из полов профессии. Кроме того, поднимаются темы распределения обязанностей в семье и сегментация населения.
Женщины на российском рынке труда
По данным Росстата, женщин в России 78,8 млн — это 54% населения страны. При этом уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, тогда как для мужчин этот показатель составляет 72%. Кроме того, женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. В итоге «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.
Однако, одновременно с этим результаты исследования показывают, что женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины. Цифры таковы: 36% занятых в экономике женщин и 28% мужчин имеют высшее образование. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин на рынке труда значительно больше — 63% и 37% соответственно. Также в России одна из самых высоких в мире доля женщин-руководителей — 41%. В течение последних трех лет количество женщин-предпринимателей в России постепенно растет, отмечают авторы исследования.
И все же, несмотря на эти положительные тенденции, около 40% россиян считают, что мужчинам проще построить карьеру и получить повышение. 24% опрошенных оказались согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями, причем эту точку разделяют и сами женщины (17% женщин). Эти стереортипы, как ни парадоксально, в какой-то степени конфликтуют с национальными экономическими интересами: по прогозам Минэкономразвития, в 2019 году равный уровень занятости мужчин и женщин