Опасное одиночество: как гены обусловили наше желание быть в обществе
Почему мы вечно переживаем, что подумают о нас другие? Почему мы боимся быть отвергнутыми? Всю историю человечества как вида, мы стремимся устанавливать отношения, повышать свой статус в иерархии и получать новые знания. Эти потребности, которые когда-то давно помогали Homo sapiens выжить, так сильны, что определяют наши мысли и поведение даже когда мы этого не осознаем, считает шведский психолог Анджела Ахола. Этим летом в издательстве «Альпина Паблишер» выходит ее книга «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения», в которой Ахола объясняет, как связаны первобытные инстинкты с нашими современными привычками вести соцсети, одеваться определенным образом и слушать ту или иную музыку. Inc. Russia публикует отрывок.
Отношения
Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вам приходилось делать выбор. Совершенно любой — новой рубашки в магазине, сорта пива в пабе или фильма для вечернего просмотра. Он мог касаться и более важных вещей: за какую политическую партию голосовать, с кем пойти на свидание или какой карьерный путь предпочесть. Как думаете, почему вы в той ситуации сделали именно такой выбор? Как вы пришли к этому конкретному решению?
Возможно, этот вопрос кажется по-детски простым: очевидно, вы выбрали то, что больше понравилось, руководствуясь собственным вкусом и предпочтениями! Но если бы все было так просто…
Дело в том, что на большинство наших жизненных решений сильно влияют другие люди. Мы посещаем тренировки, потому что наши друзья занимаются спортом. Я смотрю это телешоу, потому что его любит моя мама. Я приобрела страховку, потому что о ней мне рассказала знакомая, с которой я общалась за ужином в прошлую субботу. Мои дети играют в теннис, потому что этим спортом занимаются два их одноклассника, а еще скоро мы летим в Малайзию, потому что один из друзей в соцсетях выложил фото из отпуска в Малайзии. Социум заметно влияет на нас.
В самом деле довольно сложно найти решение, на которое бы совсем не повлияли другие люди. Разумеется, на нас не влияет абы кто. Когда мы покупаем машину, нам важна ее надежность и безопасность, разумность цены и экономичность расхода топлива.
Но мнения друзей и семьи тоже учитываются. На нас влияет и то, ассоциируем ли мы эту машину с «крутостью» (то есть с высоким статусом).
И все же зачастую трудно допустить возможность такого влияния на себя. Наверное, вы слышали, что большинство людей боятся публичных выступлений даже сильнее, чем смерти. Но с чем это связано?
Причина, по которой мы воспринимаем публичные выступления как опасность, — это страх отвержения сразу многими людьми. В один момент целая толпа может коллективно решить, что впустую тратит на нас время. Это очень сильный страх, который называется глоссофобией. Врожденная чувствительность к критической оценке окружающих — еще один пример того, что мы можем реагировать на безобидные ситуации так, будто от них зависит наша жизнь.
Некоторые люди находят причины для беспокойства активнее, чем все остальные. Так уж исторически сложилось, что стрессовая реакция на малейшее подозрение об опасности оправдывала себя. К сожалению, сегодня она включается по совершенно незначительным поводам: скажем, интересующий вас парень отвечает на ваше сообщение слишком коротко или вы думаете, что сосед не пригласил вас на день рождения, а позднее обнаруживаете, что его приглашение попало в папку «Спам». Мы быстро начинаем думать: «Я не нравлюсь людям. Я неинтересный и никчемный изгой».
Почему же мы так боимся остаться в стороне? Да потому, что для наших предков изгнание было равносильно смерти.
Иногда мне бывает грустно
«Потребность в принадлежности — мощная, фундаментальная и чрезвычайно глубокая мотивация», — пишут Рой Баумайстер и Марк Лири в своем исследовании «Потребность в принадлежности» (The Need to Belong). Принадлежность к группе облегчила нам жизнь, потому что мы могли делиться едой, разделять обязанности по уходу за детьми и имели больший доступ к потенциальным партнерам.
Осознав, насколько для нас важны отношения, мы сможем понять, почему так сильно реагируем на одиночество. Это легко отследить. Например, время от времени я чувствую себя немного подавленной. И что интересно, эти переживания достаточно систематичны. Например, мрачное настроение часто возникает после того, как я несколько дней работала одна (у себя дома в кабинете). И я настолько подпадаю под это влияние, что продуктивность страдает до тех пор, пока я не выйду из дома на тренировку в зал или просто встретиться с людьми.
Когда мы находимся в компании, то обычно чувствуем себя лучше. Связь, которая есть между нами, больше, чем любой другой жизненный опыт, дарит ощущение счастья, благополучия и значимости. В то же время одиночество — явление интересное само по себе. Даже если в буквальном смысле мы не одни, периодически мы все равно можем чувствовать себя одиноко.
Почему одиночество опасно?
Долгое время считалось, что одиночество влияет на людей главным образом психологически. Сегодня мы знаем, что одиночество способно нанести вред и физическому здоровью. По правде, одиночество даже может привести к смерти! Важно различать добровольную и вынужденную изоляцию. Ведь именно вынужденная изоляция несет в себе повышенный риск сердечных заболеваний и болезней системы кровообращения — и даже преждевременной смерти.
Так почему же одиночество так губительно? Дело в том, что вынужденная изоляция может активировать реакцию мозга на боль. Тогда выделяются гормоны стресса, и именно они причиняют нам вред. Поэтому, когда мы одни, боль переносится тяжелее, чем в компании других людей.
Эволюционное объяснение губительного влияния одиночества состоит в том, что люди относительно слабы и медлительны по сравнению со многими животными. Научившись сотрудничать и держаться вместе, мы нашли успешную стратегию выживания. И этой стратегией стало объединение. То, что помогало нам выживать, мы воспринимали как нечто положительное, и в ответ мозг стал выделять нейрохимические вещества, которые дарили ощущение благополучия. Это объясняет, почему контакт с другими людьми мотивирует нас от начала и до конца жизни.
Представьте себе ситуацию: вы только что отправили SMS человеку, в которого влюблены. Проходит всего несколько секунд, и на экране появляются крошечные мерцающие точки (указывающие на то, что собеседник что-то отвечает), активируя ваши эмоции. Исследователи изучили эффект этих крошечных точек… Интересно, что осознание того, что сообщение уже набирается, вызывает в нас беспокойство. И мы ожидаем его, игнорируя то, что происходит вокруг. Это почти так же нелепо, как сидеть и смотреть, как сохнет свежая краска. И все же мы реагируем именно так.
Нас очень волнуют другие люди и то, что они могут нам сказать. Счастье, боль, тревога — с человеческими отношениями связаны самые сильные чувства. И снова: нет ничего случайного в том, что мы их испытываем. Ведь именно они помогли нам выжить. Социальная боль не менее значительна, чем физическая. Для нас естественно беспокоиться о своих отношениях. Для нас правильно хотеть, чтобы наши дети были рядом и в безопасности. Для нас нормально чувствовать привязанность, заботиться о близких и нуждаться в друзьях.
В прошлом мы жили небольшими группами и, если нам случалось уйти из своего поселения, испытывали страх и тревогу — сразу выделялись гормоны стресса. Сегодня мы живем в новом мире, но (это стоит повторить!) на наши гены повлияла совершенно другая эра в истории человечества. Компания других людей стимулирует меня, как и большинство из вас. Мы рождены социальными существами. Очень часто наша идентичность является отражением ценностей сообщества, к которому мы принадлежим. Отношения могут принести нам огромное счастье. И они же могут повлиять на ощущение бессмысленности жизни — например, когда они заканчиваются или когда умирает кто-то из близких.
Стадное поведение, по сути, константа для нас, людей. В этом контексте гордость за уникальность своей личности может казаться парадоксальной. Эти противоречивые силы создают внутри нас конфликт. Вы замечали, что люди в одном рабочем пространстве довольно часто выглядят более-менее одинаково? Они одеваются похожим образом и придерживаются целого ряда неписаных правил относительно того, как себя вести, что думать и во что верить. И все же, вопреки потребности быть похожими друг на друга, мы вовсе не хотели бы прийти на вечеринку и встретить там кого-то в таком же наряде, как у нас. Или, наоборот, попасть на мероприятие и осознать: «О нет, я же вообще не так одет, как я мог настолько неправильно понять дресс-код?!»
В процессе эволюции наш мозг развился как ориентированный на контакт и объединение с другими. Вероятно, именно поэтому люди — господствующий вид на планете. К сожалению, эти же эволюционные приспособления — причина того, что мы загадка для самих себя, с огромным слепым пятном в понимании, кто мы такие и как всё в нас работает.