Жилая подстройка
Московский урбанистический форум (MУФ), прошедший в Москве в начале июля, обозначил общемировую тенденцию: город без машин с максимально плотной застройкой и высокой ценой за квадратный метр
Задуманный как экспериментальная площадка, где теоретики-урбанисты, девелоперы и городские чиновники могли бы делиться опытом, МУФ притягателен тем, что среди его спикеров — западные интеллектуалы, которых в каком-либо другом месте в такой концентрации вряд ли услышишь. В этом году на форум приехали: Прицкеровский лауреат архитектор Пьер де Мерон, фронтмен голландского архитектурного бюро MVRDV Вини Маас, бесстрашный критик мировой архитектурной практики голландец Рейнир де Грааф. Должен был приехать, но, к сожалению, из-за болезни отменил свой визит социолог (один из самых авторитетных в мире) Ричард Сеннет — он выступал по телемосту и несколько его программных книг, стараниями Института «Стрелка» переведенные на русский язык, можно было купить в книжной лавке форума. Все они сообща нарисовали картину будущего в мировом масштабе. Слушая их, начинаешь понимать, что укрупнение городов — всемирный вектор. Он может вызывать раздражение, его можно критиковать, но от этого он не исчезнет.
Практически все выступавшие исходили из, на их взгляд, очевидных вещей. Какую бы страну мы ни взяли, городские сообщества — самые передовые люди на планете. Все проблемы, стоящие перед человечеством, могут быть решены только в городах, так как именно здесь наблюдается концентрация интеллектуального потенциала, который для условного «Запада» и есть главный ценностный ресурс (а не нефть с золотом). Цель городского устройства — помочь этому коллективному интеллекту себя реализовать. Город должен стать экологически безопасным, удобным, приглашающим к общению и главное — максимально кастомизированным: что отдельному индивиду надо, то он и должен получить.
Как это происходит в области транспорта, мы уже видим: Uber, каршеринг, велосипеды и электросамокаты напрокат позволяют нам индивидуально выбирать маршрут. И эта тенденция будет нарастать. По мнению Кента Ларсена из Массачусетского технологического института, грядет третья транспортная революция: первая случилась, когда вчерашние пешеходы стали ездить на колясках с лошадьми, вторая с появлением автомобиля. Сейчас пешеходы «должны вновь вернуть себе улицы». Город без машин — тот идеал, воплотить который пытаются лучшие умы человечества. Воздух станет чище, люди начнут больше двигаться — со всех сторон хорошо. Машины изгоняются разными способами: если не брать затасканный пример Лондона, где уже давно действует плата на въезд автомобиля в центр, можно вспомнить Барселону.