«Вся эта топливная история — она про неравенство»
Почему рост цен на топливо вызывает столь острое недовольство в самых разных странах мира, от Франции до России? О природе кризиса и о том, почему он разогнал социальный протест, «Огонек» поговорил с экономистом Леонидом Григорьевым, только что представившим собственное исследование по неравенству
Бунт «желтых жилетов» будоражит Францию больше месяца и уже вынудил власть пойти на уступки: президент Макрон ввел мораторий на повышение налогов на топливо в течение года. Протестующие тем не менее недовольны: они требуют отмены, а не замораживания роста цены на топливо. Реальная же проблема и того круче: топливный кризис стал катализатором всеобщего недовольства, от Германии до России. Как успокоить страсти и, главное, в чем их истинная причина?
Об этом «Огонек» поговорил с главным советником руководителя Аналитического центра при правительстве РФ, научным руководителем департамента мировой экономики НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), профессором Леонидом Григорьевым.
— Леонид Маркович, как вы объясните: почему бензиновый кризис охватил под конец года столько стран разом? И почему его взрывоопасный потенциал удалось смягчить для России, но не для Франции, где власти отступают и маневрируют, а на кону — уже репутация президента Макрона?
— Во Франции богатая традиция уличных движений и по моим личным ощущениям бензин — это повод. Борцы в желтых жилетах не похожи на пострадавших от роста цен на дизель дальнобойщиков…
Если же мы говорим о причинах повышения цен на бензин, то они различны: в Европе важную роль играет мировая цена на нефть, тогда как в России — нет. И там уже не в первый раз рост цен на топливо приводит к накалу страстей: сегодня почему-то забыли, как 10 лет назад в той же Франции «полыхали» забастовки рыбаков. Несколько авиакомпаний в ЕС тогда обанкротились из-за резко взлетевшего в цене авиакеросина. Сейчас же в числе недовольных, например, дальнобойщики и те, кто зарабатывает извозом любого рода, потому что они далеко не всегда могут переложить выросшие затраты на потребителя.
— Но ведь цена на нефть пошла вниз...
— Все верно, но если налоговая составляющая в цене на бензин в России примерно 40 процентов, то в Европе — еще выше. Средняя стоимость топлива в той же Франции около 128 рублей, если перевести средние 1,7 евро за литр топлива по курсу ЦБ России. Это не говоря о том, что российские производители топлива не покупают нефть по мировым ценам. Если бы было так, бензин в России стоил бы 100–120 рублей за литр или хотя бы дотянул до американского уровня — в 1 доллар за литр (65–66 рублей). Впрочем, благодаря девальвации национальной валюты в 2014-м Россия сегодня на полпути к цене «доллар за литр»: 45 рублей — это все же не доллар, как четыре года назад (на 1 марта 2014 года курс, напомним, был 36,18 рублей за доллар.— «О»).
На самом деле оптовая цена на топливо стала расти еще этой весной, и независимые продавцы даже были вынуждены поступиться долей прибыли ради сохранения спроса. Перелом же произошел в сентябре, когда цена на нефть подпрыгнула до отметки в 80 (максимум был 86) долларов за баррель, и Европа не могла не отреагировать, а следом за ней и Россия. Причем ровно потому, что рост европейских цен на бензин сделал очевидной выгоду от наращивания экспорта нефтепродуктов из России: прибыль явно перекрыла потери от фискальных барьеров на этом пути, вот цены на отечественный бензин и поползли вверх.
— Тем не менее статистика свидетельствует о крайне незначительном росте экспорта бензина за 8 месяцев 2018-го — всего на 0,4 процента. Как же так?
— По соглашениям правительства с нефтяными компаниями последние могут экспортировать топливо только после выполнения определенного количества поставок (теперь еще плюс 3 процента) на внутренний рынок. Пока европейские цены не стали так заманчивы, нужды не было тратиться на преодоление административных барьеров (не будь последних, отечественный бензин шел бы в Европу, «преодолевая узость труб»). Но заградительные барьеры действуют до поры до времени. Не удивлюсь, если данные за сентябрь — октябрь покажут рост экспорта бензина. Ведь производители все время балансируют, делая ставку на продажи то на внешнем, то на внутреннем рынке. На этот процесс пытается влиять государство, а бизнес ведет себя так, как ему и положено: большие компании пытаются увеличить прибыль, малые — стремятся выжить.