Старые вещи о главном
Как молодой петербургский историк собрал коллекцию дореволюционной одежды.
Петербуржцу Никите Оводкову 28 лет, он окончил истфак СПбГУ, работает в одном из музеев Петербурга. Когда молодой человек учился на втором курсе, преподавательница познакомила его с хозяйкой антикварного магазина и коллекционером текстиля 1880– 1910‑х годов. Никита устроился работать в магазин, полюбил шляпы и брюки, научился правильно вести учет старинным вещам. Хранителем коллекции хозяйки магазина была кандидат искусствоведческих наук — поучиться было у кого. Молодой человек стал прикипать к старым вещам, да и истфак отпечаток накладывал.
Свои сокровища Никита хранит дома — в обычной двушке в спальном районе Петербурга. Пытался перевезти на съемную квартиру, но вышло слишком накладно. Несмотря на стесненность пространства, все разместить и учесть получается в лучшем виде. А сами коробки для хранения — тоже экспонаты. Никита покупает крышки от старинных коробок, отдает их на реставрацию. А под них изготавливают коробки. Получается «предмет в предмете». Сейчас собралось около 350 единиц хранения. Есть у коллекции концепция: мужской, женский, детский текстиль, предметы гигиены, аксессуары — все, что бытовало в Российской империи 1880–1910‑х. Каждый предмет имеет паспорт с фото формата A4. Отдельный интерес у Никиты Оводкова как историка и коллекционера вызывает мужской костюм. Он говорит: тема изучена мало.
Вещь и ее хозяин
Никита находит продавцов по интернету в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Нижнем Новгороде, Ярославле, Кирове, Боровичах. Сайт «Авито» для подобных поисков — удобная площадка. Так начинающий коллекционер нашел и первый экспонат. Покупка Никиты состоялась в метро. Первые 3–4 года Никита на приобретения тратил немного.
Если запастись терпением и расспросить продавца, который распродает семейные вещи, а не перепродает чужое, можно по ниточке выстроить родовую историю. Иногда коллекционеру везет и вместе с покупкой он получает фото владельца вещи, которую купил.
Никите так посчастливилось трижды. Он купил невысокий женский цилиндр к костюму для верховой езды. Это большая редкость и удача для ценителя. К шляпе прилагалось фото молодой элегантной дамы в амазонке со стеком в руках и в цилиндре. Шляпа была изготовлена в Ялте, а прислали ее из Ярославля.
В коллекции Оводкова несколько женских хлопчатобумажных фартуков прислуги. Один пришел из петербургской семьи вместе с фотографией, на которой снята в кружевном белом переднике девушка с девочкой. Видимо, это ее горничная или няня. К слову о фартуках — еще один поступил с вещами московских врачей. На поясе синей нитью вышит лейбл знаменитого магазина «Мюръ и Мерилизъ». Никита приобрел его у подруги покойной владелицы, поэтому там как раз история семьи известна мало.
А третья фотография владельца прибыла из Нижнего Новгорода. Там Никита купил в семье потомков местных пряничников праздничный мужской пояс. Он простенький, но нарядный, повязывался на косоворотку, о чем свидетельствует фото, на котором изображен справный молодой мужчина с дородной красавицей. Видимо, супругой. Больше узнать не удалось — перекупщики торгуют вещами, а семейные байки их мало интересуют.
Размерчик маловат
Никита уже и не помнит, как и почему он купил кожаные дореволюционные борцовки — обувь борцов и тяжелоатлетов. Он как раз тогда листал что-то о борце Иване Поддубном. Борцовки пострадали, когда коллекционер разрешил надеть их знакомому, теперь корит себя за оплошность.
Сам Никита дореволюционные вещи не носит и в исторических реконструкциях не участвует. Но свою подругу снабжал как-то экипировкой для ретромероприятия. Говорит, если сейчас кто-то по‑ просит старинную вещь для реконструкторских затей, откажет.