Как некоммерческая организация Никиты Михалкова добывает немалые деньги

ОгонёкБизнес

Правооблагатели

Александр Трушин

Авторским правам нужны не вольные трактовки, а четкие рамки. Фото Александр Петросян

В стране обнаружилась новая напасть: с недавних пор прежде не известная широкой публике некоммерческая организация парализует работу издательств, дистрибуторов и продавцов книжной продукции, угрожая судебными преследованиями и штрафными санкциями за «нарушения» авторских прав художников и скульпторов, изображения произведений которых попали на фото и сувениры, в книги, буклеты, путеводители. Претензии с лукавыми формулировками и угрозами миллионных исков венчают «компромиссные предложения»: не доводить дело до суда и оперативно «договориться» — за скромную (в несколько десятков тысяч рублей) сумму отступных, которые следует внести на счет организации. «Огонек» разбирался, откуда пришла беда, и прошел по всей цепочке, выстроенной предприимчивыми борцами за чужие права и денежные знаки.

Город Екатеринбург взбудоражен. 25 июня в Арбитражном суде Свердловской области начался процесс по иску Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) против издательства, выпустившего путеводитель «Екатеринбург и окрестности». В этом издании были опубликованы фотографии памятников писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку и основателям города Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. На основании якобы имеющихся у ассоциации договоров с наследницей автора памятника Мамину-Сибиряку Андрея Антонова и автора второго памятника Петра Чусовитина УПРАВИС требует взыскать с издательства 40 тысяч рублей за публикацию фото без согласия правообладателей. Исковая сумма для издательства вроде бы небольшая. Но дело оказалось настолько сложным, что суд для выяснения всех возможных трактовок законодательства отложил следующее заседание до 25 июля.

Ольга Чернова, директор екатеринбургского издательского дома «Вест Хэнд», выпустившего путеводитель «Екатеринбург и окрестности», тяжело вздыхает: «Ну вот, и до нас добрались. Какие-то варвары пришли в наш город. Агенты этого УПРАВИСа ходят по магазинам, выясняют, где что продается. У нас к прошлогоднему чемпионату мира по футболу много было выпущено сувенирки. Всех забросали штрафными требованиями, многие, не вникая в суть претензий, платят, уже несколько уральских малых предприятий прогорели».

Для УПРАВИСа, говорят местные юристы, Екатеринбург сродни полигону — здесь «обкатываются» варианты отжима денег за «прегрешения» по части авторских прав, которые потом (такое создается впечатление) тиражируются по просторам Отечества. Некоторое время назад в том же суде рассматривалось дело против кондитерской фабрики, выпустившей к чемпионату мира конфеты с изображением того же памятника основателям города (автор скульптор Чусовитин) на коробке. Суд удовлетворил иск, посчитав это рекламой, хотя во много раз снизил обозначенную в иске штрафную сумму — с 1 млн 300 тысяч до 70 тысяч рублей. УПРАВИС, не удовлетворенный решением суда, подал апелляцию во вторую инстанцию. Туда же отправила свою апелляционную жалобу администрация Екатеринбурга, вызванная в суд в числе третьих лиц и считающая, что дело должно рассматриваться по статье 1276 пункт 2, в котором допускается свободное использование произведений садово-паркового искусства. Кондитеры апелляцию не подавали, но пребывают в шоке до сих пор: как же так, речь же о городской достопримечательности, к тому же известно, что скульптор создал памятник в 1998 году, победив в конкурсе, проводившемся администрацией города, получил полное вознаграждение за работу, а сама работа с тех пор — городское имущество. Но суд кондитерам не внял, и теперь вот на кону путеводитель. В местной прессе пишут, что на этот раз спор фактически идет о возможности публикаций фотографий городских памятников, расположенных в общедоступных местах. Если УПРАВИС этот процесс выиграет, возможен судебный прецедент. И тогда прежде неведомая широкой публике Ассоциация правообладателей получит возможность ссылаться на него всякий раз, когда нацелится брать деньги с тех, кто сфотографирует, опубликует и продаст фотографии памятников. Ответчики намерены бороться во всех инстанциях и пытаются подать встречный иск против Ассоциации правообладателей. Но на всякий случай заклеили бумажными полосками спорные фотографии в путеводителе.

Вертикаль претензий

Взбудоражен не только Екатеринбург. В начале июля Объединенный центр «Московский дом книги» получил претензию УПРАВИСа. В ней говорится, что магазин «осуществил распространение путем продажи печатных изданий, в которых использованы произведения авторов, исключительными авторскими правами на произведения которых на территории Российской Федерации управляет УПРАВИС» (стилистика сохранена). В частности, речь идет о работах Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Константина Юона, Таира Салахова, Александра Дейнеки, опубликованных в 3-м и 4-м номерах журнала «Русское искусство», а также о памятнике Салавату Юлаеву в путеводителе «Урал. Современный путеводитель» и уже упоминавшемся памятнике основателям Екатеринбурга и скульптуре «Горожане» Андрея Антонова в путеводителе «Екатеринбург и окрестности». УПРАВИС считает, что вправе требовать от магазина компенсации от 10 тысяч до 5 млн рублей. Но предлагает «в досудебном порядке» выплатить ему по 20 тысяч рублей за каждый из четырех случаев «незаконного распространения» изображений на «контрафактных носителях» — всего 80 тысяч рублей. А также возместить расходы на приобретение этих изданий в данном магазине в сумме 2761 рубль. К претензии приложен чек магазина «Московский дом книги» на 2763 рубля — на эту сумму заместитель директора УПРАВИСа Олег Патрин, по доверенности, подписанной директором Эриком ВальдесМартинесом, купил четыре вышеупомянутых издания (два рубля разницы между чеком и суммой, указанной в претензии, конечно, мелкая деталь, надо полагать, это стоимость пластикового пакета на кассе).

Юрист Объединенного центра «Московский дом книги» Артем Редько рассказал «Огоньку»: «Эта претензия нас очень удивила. Поведение УПРАВИСа не могу охарактеризовать иначе как скандальное. Я знаю, что эта организация существует официально. Но законность их действий вызывает сомнения. Если УПРАВИС защищает права авторов, то, предъявляя претензии, должен представить документы, на основании которых он это делает. Но они предлагают приехать к ним в офис для ознакомления с якобы имеющимися у них договорами. Это уже нарушение норм деловой этики». На вопрос, почему УПРАВИС предъявил претензию магазину, а не издателям, Артем Редько ответил: «К сожалению, у нас уже сложилась такая порочная судебная практика. В статье 1270 Гражданского кодекса говорится об исключительном праве использования произведений, но там все смешано — и изготовление, и распространение. За один и тот же случай могут привлекать всех, и виноватых, и не виновных. Думаю, надо внести ясность в законодательство, кто и за что несет ответственность».

Московский дом книги предоставил редакции свой ответ на претензию УПРАВИСа. В нем, в частности, говорится: «По смыслу действующего гражданского законодательства (ст. 1272 ГК РФ), если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть указанные в претензии действия не порождают противоправности в отношении правообладателя». Вопрос о контрафактности, говорится в ответе, в соответствии с постановлением пленума Верховного суда от 19 июня 2006 года, может быть решен только судом.

Ответ аргументированный. Каков будет следующий заход борцов за авторские права и денежные знаки, не ясно. Однако (от греха подальше?) Московский дом книги снял с реализации указанные в претензии издания. При этом Московский дом книги переслал претензию дистрибутору, поставившему в магазин путеводитель «Урал. Современный путеводитель», а оттуда претензия поступила в московское издательство «Пресс Код». Генеральный директор издательства Алексей Литвинов сказал «Огоньку»: «Претензия очень странная. Памятник Салавату Юлаеву в Уфе стоит в открытом доступе на берегу реки Белая с 1967 года. В 1970 году скульптор Сосланбек Тавасиев получил за него Государственную премию СССР. Мы купили фото памятника у фотобанка „Шаттерсток“. Фотобанк обладает всеми правами на эту фотографию. Мы полностью оплатили ее по договору. И я не понимаю, как можно фотографам запретить снимать памятник, стоящий в открытом доступе. Если мы пойдем по этому пути, то скоро вообще нельзя будет фотографировать памятники и публиковать эти фото в печати».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Святой Грааль Индианы Джонса Святой Грааль Индианы Джонса

«Индиана Джонс и последний крестовый поход» таит немало сведений о Граале

Дилетант
Жизнь на фоне Жизнь на фоне

Чернобыль: что осталось за рамками нашумевшего сериала

Огонёк
Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали

Самые невероятные истории из жизни знаменитого сюрреалиста

Вокруг света
«Контекст был шуточный». Как ЦБ обсуждал запрет валютных вкладов «Контекст был шуточный». Как ЦБ обсуждал запрет валютных вкладов

За обсуждением такой серьезной вещи, как запрет валютных вкладов, стоит шутка

Forbes
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
У бондианы женское лицо: что означает приглашение темнокожей актрисы на роль агента 007 У бондианы женское лицо: что означает приглашение темнокожей актрисы на роль агента 007

Новым агентом 007 станет чернокожая женщина

Forbes
Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
«Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей «Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей

Фрагмент из новой книги Маши Трауб «Лишние дети»

Psychologies
Что делать, чтобы твоя пятая точка не потела этим жарким летом: 7 дружеских советов Что делать, чтобы твоя пятая точка не потела этим жарким летом: 7 дружеских советов

Вполне возможно, ты и сейчас испытываешь дискомфорт по этому поводу

Playboy
Еда все ближе к офисам Еда все ближе к офисам

Компания DC Daily решила запустить франшизу

Эксперт
Что такое апсайклинг и зачем вообще переделывать старые вещи Что такое апсайклинг и зачем вообще переделывать старые вещи

Почему многие дизайнеры переделывает старые вещи и продают как новые

Esquire
Полный гид по фестивалю Present Perfect Festival 2019 в Петербурге Полный гид по фестивалю Present Perfect Festival 2019 в Петербурге

С 26 по 28 июля в Петербурге пройдет Present Perfect Festival

Cosmopolitan
Второе пришествие Канье Уэста. Как зарабатывает миллиарды построенная им бизнес-империя Yeezy Второе пришествие Канье Уэста. Как зарабатывает миллиарды построенная им бизнес-империя Yeezy

Канье Уэст — один из самых состоятельных музыкантов в шоу-бизнесе

Forbes
Восточная сказка Восточная сказка

Выбирая отдых на побережье Турецкой Ривьеры, нужно получить от него максимум

OK!
Три дня, которые потрясли мир Три дня, которые потрясли мир

Почему Woodstock стал символом поколения «секса, наркотиков и рок-н‑ролла»

GQ
4 крутые опции, которые могут появиться в автомобилях уже совсем скоро 4 крутые опции, которые могут появиться в автомобилях уже совсем скоро

Например, интерактивная карта свободных парковочных мест по всему городу

CHIP
Правила жизни Рипа Торна Правила жизни Рипа Торна

Актер, звезда фильмов “Люди в черном” и “Шоу Ларри Сандерса”

Esquire
Восстановление Windows: 4 работающих способа Восстановление Windows: 4 работающих способа

Если операционная система стала работать некорректно, попробуйте это

CHIP
Спрятались за пузырем Спрятались за пузырем

Кто виноват в отсутствии экономического роста?

Эксперт
Внутренняя симфония Внутренняя симфония

Как пианист и композитор Даниил Трифонов стал мировой звездой

Forbes
«Советы отца помогли мне достичь успеха в карьере»: истории 12 знаменитых женщин «Советы отца помогли мне достичь успеха в карьере»: истории 12 знаменитых женщин

В наше время отцы играют все более важную роль в жизни детей

Psychologies
Путь в гору Путь в гору

Как боец Хабиб Нурмагомедов стал одним из главных героев мирового спорта

Forbes
Добро пожаловать в Пхеньян. Как меняется жизнь самой закрытой страны мира Добро пожаловать в Пхеньян. Как меняется жизнь самой закрытой страны мира

Трэвис Джеппсен стал первым, кому разрешили обучаться в Пхеньянском университете

Forbes
Модные планы на выходные. 13–14 июля Модные планы на выходные. 13–14 июля

Адриан Кетглас, Жауме Пленса, Benji B и экспериментальное кино

Vogue
Актриса «Брестской крепости» перед гибелью в реке пошутила о последней сигарете Актриса «Брестской крепости» перед гибелью в реке пошутила о последней сигарете

Муж погибшей на Аляске Вероники Никоновой рассказал, почему не смог спасти ее

Cosmopolitan
13 главных событий этого лета по версии Forbes Life 13 главных событий этого лета по версии Forbes Life

Этим летом будет настоящая жара

Forbes
Ловушка от Путина. «Похороны либерализма» как эффективная политтехнология Ловушка от Путина. «Похороны либерализма» как эффективная политтехнология

Заявление Владимира Путина о смерти либерализма бьет по самому больному

Forbes
6 театральных премьер июля 6 театральных премьер июля

Даже летом московские театры не дремлют

GQ
5 ЗОЖ-блюд, которые ты захочешь сфотографировать для Instagram 5 ЗОЖ-блюд, которые ты захочешь сфотографировать для Instagram

Рассказываем, что вы точно захотите увидеть в своих Instagram-лентах

Cosmopolitan
Бизнесменская зорька Бизнесменская зорька

Вероника Романова – ведущая утренней программы «Стартап» на канале «РБК»

Maxim
Открыть в приложении