Охота на неудачника
Чем заполняют у нас прокат в июле — самом бедном киномесяце в России? Тем, что не имело шансов выйти в другие месяцы. По мнению обозревателя «Огонька», на примере российско-латвийского фильма «Беглецы» можно наблюдать, как жанр road movie доехал до станции «Дно».
Июльский прокат пестрит названиями голливудских комедий и боевиков, российских премьер почти нет. В летние месяцы особенно заметно отсутствие у нас именно киноиндустрии — в смысле постоянной и ежедневной работы, в виде отлаженного механизма. В России случаются громкие премьеры, бывают громкие провалы — но нет именно массива разножанровых картин добротного среднего уровня, на каждый день, на любой вкус, которые должны составлять 80 процентов отечественного проката. Поэтому лето и зияет провалами. Кино есть, а индустрии, которую грозился создать министр культуры Мединский в качестве «конкурента Голливуду», по-прежнему нет.
Фильм «Беглецы» — это в каком-то смысле обратная сторона блокбастеров типа «Т-34», он изначально и не рассчитан на успех. Это, в общем, ясно по исходным данным фильма: снят еще в 2017 году, жанр — погоня пополам с дорожным кино, road movie. Незадачливый киллер должен убрать незадачливого певца, который встречает случайную попутчицу; в результате троица неудачников теперь вынуждена убегать от еще более могущественных врагов, которые множатся как грибы. Российские расстояния вроде бы благоволят заданному жанру — у нас, кстати, роуд-муви по-прежнему не в чести, ни в литературе, ни в кино. Однако при всех условностях жанра трудно поверить в такое обилие киллеров, а главное — в их необходимость в качестве последнего аргумента; в лучшем случае это сюжет из 1990‑х, а тут дело происходит в наши дни. Все киллеры, к тому же, удивительно тупы, поэтому заказчикам приходится бросать их в бой практически батальонами. Во-вторых, в роли могущественных злодеев-заказчиков выступают представители российского шоу-бизнеса, в частности некая циничная продюсерша, которая заказывает своего подопечного, а потом еще и пытается заработать на концерте в его память. Это особенно забавно: в реальности шоу-бизнес в России сегодня тише воды, ниже травы, абсолютно сервильный и полностью зависит от государственного телевидения. Так что, если нужно припугнуть какую-нибудь нарушившую правила игры звезду по имени Алекс (Константин Крюков), достаточно просто отлучить его от эфира, к чему такая избыточная жестокость и такие безумные расходы?..