Одураченные случайностью
О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни
«Одураченные случайностью» (2001) – это сборник эссе о влиянии случайности на финансовые рынки и саму жизнь. При помощи смеси статистики, психологии и философии, писатель объясняет свою теорию, согласно которой случайность играет в мире решающую роль. Книга частично основана на личном опыте работы Талеба трейдером на Уолл-стрит.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Одураченные случайностью» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Многие ученые критикуют концепцию «черного лебедя» и считают, что Нассим Талеб преувеличивает роль случайности в нашей жизни. Но его теории неспроста завоевали интерес миллионов людей по всему миру. Они во многом основаны на статистике и логике, так что если вы хотите глубже разобраться в функционировании мировых рынков, вам необходимо познакомиться с работами Талеба. «Одураченные случайностью» – бестселлер, который поможет вам лучше понимать причинно-следственные связи событий и не попадаться в распространенные ловушки когнитивного искажения.
Мы часто ошибочно принимаем удачу и случайность за навыки и детерминизм
Всех нас часто обводит вокруг пальца случайность: мы недооцениваем влияние удачи и случайных событий на нашу жизнь. Мы используем такие термины, как «навыки» и «детерминизм», когда следовало бы сказать «удача» и «случайность». Особенно явно это расхождение в терминах прослеживается на фондовом рынке, где «способного инвестора», как правило, правильнее называть «удачливым дураком».
В некоторых профессиях невозможно добиться успеха без определенных навыков: сантехник или стоматолог вряд ли смогут построить продолжительную карьеру, не обладая необходимыми умениями.
К сожалению, фондовые рынки хаотичны по своей природе. И подобно тому, как миллионы обезьян, достаточно долго стучащие по пишущим машинкам, в конечном итоге могут случайно повторить произведение Шекспира, так и неквалифицированные инвесторы способны добиться отличных результатов. На самом деле, вероятность, что у них это получится, весьма велика.
Рассмотрим, например, группу из 10 000 инвесторов и чисто теоретически предположим, что они относительно некомпетентны: ежегодно существует лишь 45-процентная вероятность, что они получат прибыль. Иными словами, эффективнее инвестировать, основываясь на подбрасывании монеты.
Тем не менее, несмотря на отсутствие навыков у этих инвесторов, основываясь только на вероятностях, можно ожидать, что спустя 5 лет около 200 из них будут ежегодно получать прибыль. Они смогут похвастаться безупречными результатами и прослыть безмерно талантливыми инвесторами с абсолютно исключительными навыками.
Разумеется, в долгосрочной перспективе случайность, приносящая успех этим «дуракам повышенной везучести», обернется против них. Уолл-стрит не раз была свидетелем того, как трейдеры после многолетнего успеха теряли все за один квартал и вмиг становились банкротами.
Зачастую их кратковременный успех объяснялся тем, что им просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время, а проще говоря – чистым везением.
Все потому, что мы часто ошибочно принимает удачу и случайность за навыки и детерминизм.
Никогда нельзя быть уверенным в том, что какая-то теория верна: все постоянно меняется, и следующее наблюдение может доказать, что мы ошибаемся
В основе всей эмпирической науки лежит процесс, называемый индукцией: мы делаем выводы о природе явлений на основе наших наблюдений. Так, глядя на сотни белых лебедей, мы можем сделать вывод, что все лебеди белые (и совершим ошибку).
К сожалению, данный подход таит в себе проблему, проиллюстрированную философом Джоном Стюартом Миллем на известном примере о черных лебедях: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но достаточно увидеть лишь одного черного лебедя, чтобы этот вывод опровергнуть».
Это явление известно как «проблема индукции». Заключается она в том, что невозможно доказать истинность теории – только ее ошибочность (при помощи одного «черного лебедя»). По этой причине, теории постоянно опровергаются и заменяются на более актуальные.
Подобный образ мышления может быть разумным и в мире инвестиций: всегда учитывайте вероятность того, что ваши теории и предположения могут оказаться ошибочными, а также изучайте, как подобное развитие событий повлияет на ваш инвестиционный портфель.
Риск-менеджер, игнорирующий этот совет, со словами: «Этого никогда не случалось прежде, а значит, не случится и завтра», однажды может весьма неприятно удивиться.
Конечно же, он ошибается, предполагая, что прошлое является релевантным образцом будущих событий. Ведь вещи изменчивы по своей природе. Как бы вы сделали хоть какой-то вывод о цвете лебедей, если бы их окраска постоянно менялась?
Тем не менее, там, где замешаны люди (например, на фондовом рынке), в результате адаптации будут происходить постоянные изменения. Например, если бы цены на акции всегда росли по понедельникам, все разумные инвесторы покупали бы акции по воскресеньям, таким образом изменяя динамику рынка и устраняя само это явление.
Итак, мы никогда не можем быть уверены в справедливости какой-либо теории: все постоянно меняется, и любое следующее наблюдение может доказать, что мы ошибаемся.
Жизнь несправедлива и нелинейна: лучшие не всегда одерживают победу
Распространено мнение, что эволюция всегда предполагает выживание наиболее приспособленных особей. В действительности, она лишь предполагает, что «в среднем по палате» выживут наиболее приспособленные организмы. При этом, несколько неприспособленных, но удачливых организмов обычно тоже выживет, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Этот принцип справедлив и для многих вещей в нашей обычной жизни. Рассмотрим, например, обычную клавиатуру: почему причудливая раскладка клавиш, известная как QWERTY, стала почти универсальным стандартным способом для набора текста?