Односемейный памятник доисторической культуры

Чагырские неандертальцы побили мировой рекорд

Выдать молодую девушку замуж, отправив жить в чужую семью,— это не старинная народная традиция, а доисторическая черта неандертальской культуры. Это выяснила международная группа исследователей в ходе генетического анализа ДНК костных фрагментов неандертальцев из Чагырской пещеры на Алтае. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Мария Роговая

Международная группа ученых в Чагырской пещере

Давние коллеги новосибирских археологов из Института археологии и этнографии СО РАН — генетики из Института эволюционной антропологии Макса Планка обнаружили, что некоторые фрагменты костей принадлежат одним и тем же индивидам, а некоторые — очень близким родственникам, например, отцу и дочери. По современным меркам, в Чагырской пещере жила большая семья неандертальцев.

80 костей и сотни тысяч каменных орудий

Проведенное исследование дало ученым основание полагать, что неандертальцы проживали очень компактными группами близких родственников — в пределах 10–20 человек. Всего на материалах из Чагырской пещеры, на основании 17 останков, из которых получилось успешно извлечь древнюю ДНК, ученым удалось собрать 13 полных (ядерных) неандертальских геномов — 7 мужских и 6 женских, включая 5 подростков.

— 80 фрагментов костей и сотни тысяч каменных орудий неандертальцев — это самая большая коллекция материала из одной пещеры,— рассказала корреспонденту «Ъ-Наука» руководитель исследований в Чагырской пещере, доктор исторических наук, профессор РАН Ксения Колобова.— До этого на Алтае были обнаружены останки неандертальцев в пещере Окладникова в 1984–1987 годах. Тогда это была первая находка неандертальцев на Алтае.

Ближайшие от Алтая неандертальцы второй волны были обнаружены на расстоянии в 2,5 тыс. км (в Поволжье). Трудно составить детальную карту этих миграций, поскольку костные останки такого возраста хорошо сохраняются только в пещерах. Зато мы можем безошибочно идентифицировать присутствие этого вида древнего человека по характерному только для него способу обработки и форме каменных орудий. Наличие плоско-выпуклых бифасов — это неизменный признак культуры поздних европейских неандертальцев, причем количество этих орудий в общей массе артефактов практически на всех стоянках с высокой точностью составляет 25%.

Такое большое количество анализов древней ДНК в одном исследовании ранее никогда не проводилось. Всего год назад во всем мире было расшифровано лишь 4 ядерных неандертальских генома, один из которых тоже был «чагырский», а сегодня 14 расшифрованных геномов родом из Чагырской пещеры. Еще 10 останков костей для данного исследования было взято из архивных материалов пещеры Окладникова, где раскопки велись в 1980-е годы.

Технология извлечения и анализа древней ДНК за последние годы достигла такого невероятного уровня, что из фрагментов, пролежавших в хранилище почти 40 лет, генетикам удалось получить информацию. А с 2020 года анализу ДНК исследователи стали подвергать осадочные пещерные породы, содержащие большое количество невидимых глазу органических частиц древних людей — от костной пыли до экскрементов. С этого момента о присутствии древнего человека стало можно судить без обнаружения его останков. Именно так ученые выяснили, что в Денисовой пещере обитал Homo sapiens, хотя его костей там до сих пор не обнаружено.

Все дороги вели на Алтай

В начале III тысячелетия археологам всего мира стало совершенно очевидно, что эволюция происходила нелинейно, и разные виды древних людей, более или менее архаичные по происхождению, могли существовать одновременно на разных территориях, а иногда они встречались, образуя гибриды, как произошло на Алтае. Картинка из старого школьного учебника, изображающая эволюцию обезьяны в человека, сильно упрощала и искажала непростую историю происхождения Homo sapiens. После ряда археологических и генетических открытий оказалось, что даже внутри одного вида на протяжении нескольких десятков тысяч лет происходили достаточно заметные для науки эволюционные изменения.

«Закладывается новая эпоха в мировых отношениях» «Закладывается новая эпоха в мировых отношениях»

Андрей Сушенцов о переговорах с США: «Добро пожаловать в реальность»

Как перестать злиться на бывшего: 3 простых шага — следуйте нашей инструкции Как перестать злиться на бывшего: 3 простых шага — следуйте нашей инструкции

Как научиться контролировать эмоции?

Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Страхи, навязчивое желание или его отсутствие: как справиться с психологическим бесплодием Страхи, навязчивое желание или его отсутствие: как справиться с психологическим бесплодием

Что мешает нам стать родителями?

Эффект Франклина Эффект Франклина

Человек со стодолларовой купюры был гением лайф-менеджмента

Воспринимай на слух Воспринимай на слух

10 фраз мужчины, которые сигнализируют, что от него надо бежать без оглядки

Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку

Исчерпывающий гайд о том, как купить верхнюю одежду на зиму и замерзнуть

Для любителей умных метафор: как «1899» стал шоу, в котором ничего не происходит Для любителей умных метафор: как «1899» стал шоу, в котором ничего не происходит

«1899»: сериал, в котором интеллектуальных разговоров больше, чем драмы

Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино Как создавалось золотое бикини принцессы Леи — один из самых знаменитых костюмов в кино

Как появился образ принцессы Леи в бикини и из чего оно было сделано

Цикорий: польза и вред Цикорий: польза и вред

Цикорий — полезная альтернатива кофе

Орфография лунных названий Орфография лунных названий

Что делать, если в названии объектов Вселенной не одно слово, а несколько?

Как правильно фотографировать автомобиль Как правильно фотографировать автомобиль

Для продажи нужно хорошо сфотографировать автомобиль. Так как же это сделать?

4x4 Club
Гайд: нервный срыв Гайд: нервный срыв

Как распознать, одолеть и предупредить нервный срыв

Reminder
Гены, бактерии и… эволюция Гены, бактерии и… эволюция

Интервью с Петром Сергиевым об исследовании генов

Лучи Светланы: как популярное женское имя стало символом электрификации Лучи Светланы: как популярное женское имя стало символом электрификации

Как имя романтической героини Светланы стало символом строительства коммунизма

Троицкие протоны против рака Троицкие протоны против рака

В Институте ядерных исследований РАН разработали новый способ терапии рака

Гормон стресса: как поддерживать уровень кортизола в норме — 5 советов врача Гормон стресса: как поддерживать уровень кортизола в норме — 5 советов врача

Чем грозит повышение или понижение уровня кортизола? Объясняет врач

Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию

Что делать, если семейные секреты мешают отношениям с детьми

Наглядный пример: как видят мир кошки и человек Наглядный пример: как видят мир кошки и человек

Задумывались ли вы, как ваш любимый пушистик видит этот мир?

«Большая суета» и рассказы от М. Р. Джеймса — книги, с которых стоит начать 2023 год «Большая суета» и рассказы от М. Р. Джеймса — книги, с которых стоит начать 2023 год

Литературный критик рекомендует книги с новогодним настроением

Я смотрю на то, что смотрит на меня Я смотрю на то, что смотрит на меня

Человеку, как и растению, нужен животворящий взгляд «садовника»

Seasons of life
Повседневное фантазирование: как и зачем мы придумываем другую жизнь — 4 интересных факта Повседневное фантазирование: как и зачем мы придумываем другую жизнь — 4 интересных факта

Что воображает о вас человек, сидящий в метро напротив?

Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм Срыв дедлайнов и депрессия: к чему приводит перфекционизм

К чему приводит неуемная тяга к совершенству?

Новые добрые сериалы Новые добрые сериалы

«Новая искренность» в сериалах

Брюс Уиллис, Санта Клаус и все-все-все. 10 самых новогодних фильмов для всей семьи Брюс Уиллис, Санта Клаус и все-все-все. 10 самых новогодних фильмов для всей семьи

Осторожно — в этой подборке фильмов слишком много рождественского духа!

Российские каннибалы: пензенский маньяк ел сердца людей, читал Хемингуэя и в тюрьме зачал сына от американки Российские каннибалы: пензенский маньяк ел сердца людей, читал Хемингуэя и в тюрьме зачал сына от американки

Александр Бычков увлекался чтением и поеданием людей

Светлый образ Светлый образ

Преображение классической квартиры в модное и светлое пространство

SALON-Interior
Атомные компакты. Малые реакторы как перспектива энергетики Атомные компакты. Малые реакторы как перспектива энергетики

Можно ли получить стабильную генерацию не строя комплекс размером с город?

Быть, а не казаться Быть, а не казаться