Пришельцы в Балтике: кто они, откуда и почему прижились?
Глобализация человечества… Люди мигрируют из страны в страну, с континента на континент, смешиваются народности, расы, религии. Подобные процессы происходят и в Мировом океане. Биологические инвазии (их ещё называют интродукции, или вселения) разных видов водных обитателей — это глобальное экологическое явление.
В последнее столетие расширение зон обитания многих видов водных животных происходит благодаря активной деятельности человека: намеренной и ненамеренной интродукции видов. При намеренной интродукции человек специально вселяет новые виды организмов в водоёмы, например, чтобы увеличить пищевые ресурсы для промысловых рыб. Ненамеренная интродукция — это когда организмы завозятся туда, где их раньше не было, чисто случайно. Часто это бывает при активном судоходстве между разными водными бассейнами, когда виды переносятся в балластных водах (это вода, которую закачивают в специальные цистерны, чтобы судно было устойчивее) или в обрастаниях на днищах судов. Успешному расселению видов-вселенцев наиболее подвержены не все, а некоторые акватории — это трансформированные человеком, нарушенные и потому обеднённые видами водные экосистемы, а кроме того, эволюционно молодые экосистемы — эстуарии и молодые моря. К последним относится и Балтийское море, которое сформировалось в современном облике, по геологическим меркам, совсем недавно — около 4,5 тыс. лет назад. Солёность Балтики понижена по сравнению с океаном в несколько раз, и для многих морских видов она слишком низка, а для многих пресноводных — чересчур высока. Поэтому фауна Балтийского моря менее разнообразна, чем фауна других морей.
В Балтике сейчас насчитывается свыше 130 видов-вселенцев, из которых более половины — беспозвоночные животные: черви, моллюски, ракообразные. Большинство — пришельцы из тепловодных регионов: умеренных и субтропических вод Атлантического и Тихого океанов, Каспийского моря и т. д.
Чтобы вид успешно заселил новые места, нужны некоторые условия. В водоёме, куда вид попал впервые, вода должна иметь подходящую температуру и солёность; требуются свободные экологические ниши, достаточно пищи и относительно слабое давление хищников на этот вид. Не менее важны и особенности биологии самого вида-вселенца: удача ждёт тех, кто способен изменять своё питание и размножение, приспосабливаясь к новым условиям. Основная задача вида на вновь освоенной акватории — оставить максимум потомства.
К настоящему времени в зоопланктоне Балтики отмечено только пять чужеродных видов: гребневик Mnemiopsis leidyi и четыре рачка*. Это некрупные организмы: взрослый гребневик в длину 2—10 см, а рачки всего 1—2 мм. Рассмотрим этих пришельцев.
Хищный гребневик, дальний родственник медуз, исходно жил в Атлантическом океане у восточного побережья Америки. Его случайно занесли в Чёрное море в 1980-х годах, а затем он распространился в Азовском, Каспийском и Средиземном морях. Последствия для экосистем Чёрного и Каспийского морей очень неблагоприятны, временами катастрофичны — гребневик активно поедает как кормовую базу рыб — зоопланктон, так и икру, и молодь рыб. В результате промысел рыбы в этих морях упал. Впервые мнемиопсис был отмечен в водах Балтийского моря в 2006 году. Для размножения ему не нужно спаривание, и потому он может очень быстро наращивать численность. Но в Балтийском море, где много сильно опреснённых вод, развитие мнемиопсиса весьма замедлено, и яйца часто не могут дорасти до взрослого. Поэтому он не смог пока заселить всю Балтику. Однако яйца гребневика осенью обнаруживают в Центральной и Юго-Восточной Балтике, так что наблюдения необходимо продолжать, чтобы понять, не сможет ли этот желеобразный организм всё-таки постоянно здесь обосноваться.