О чём пишут научно-популярные журналы мира
Движение — путь к здоровью
С возрастом мы становимся умнее и опытнее, но, как всем известно, многие физиологические показатели человека с течением времени падают. Во всяком случае, как показывает статистика, примерно с тридцатилетнего рубежа начинают отмирать мышечные клетки — каждые десять лет их становится меньше на 5%, а после семидесяти процесс ускоряется. По мнению Ирвина Розенберга из университета Тафта в Массачусетсе, это самое существенное уменьшение возможностей человека, связанное со старением. Именно Розенберг — автор термина «саркопения» (от греческих слов «саркос» — мясо, плоть, и «пениа» — бедность), предложенного им в 1989 году. В 2016 году Всемирная организация здравоохранения даже включила саркопению в официальный список болезней, хотя по мнению многих физиологов — это не болезнь, а часть естественного старения (болезнь — это то, что случается не со всеми, и то, что можно лечить). Данное состояние характеризуется двумя процессами: мышечные волокна заменяются жировой тканью и уменьшается количество нервных окончаний, подключённых к мышечным клеткам. Одновременно уменьшается количество капилляров, снабжающих мышцы кровью. Причины чисто экономические: организм экономит расходы на органы, которыми вы стали пользоваться меньше, и одновременно запасает жир на случай непредвиденных расходов энергии. И это имеет место не только при старении. Астронавты, пробывшие в невесомости несколько месяцев, утрачивают до 20% мышечных волокон, даже если упражняют мышцы на тренажёре, который, впрочем, не может вполне заменить земное тяготение. То же происходит при серьёзных заболеваниях, когда больной надолго привязан к постели. Наконец, как подчёркивает американский антрополог Дэн Либерман, тот же процесс затрагивает любого, чья работа связана с длительным сидением за столом.
До сих пор на фармацевтическом рынке нет медикаментов против этой деградации мышц, во всяком случае, таких медикаментов, которые не имели бы побочных действий и годились бы для пожилых людей. Надежды, как это ни странно, связаны с медведями. Сотрудники Центра молекулярной медицины в Берлине обратили внимание на зимнюю спячку. Хотя медведь проводит в спячке несколько месяцев, его мышцы не превращаются в жир. Исследования показали, что для защиты мышц от дегенерации в период неподвижности у медведя есть особые белки. Пока рано говорить об их применении в медицине, но в перспективе это не исключено.
Ещё дальше, казалось бы, от человеческих проблем отошёл американский генетик Фабио Демонтис. Он показал, что тот же процесс ослабления работы мышц происходит с возрастом и у других животных, в том числе у насекомых, в частности у любимого объекта генетиков — плодовой мушки дрозофилы. Демонтис выключил у неё ген ослабления мышц, и одновременно замедлилась деградация других тканей и органов — мозга и глаз, а также жирового тела. Такие мухи жили дольше обычных. Исследователь считает, что здоровые мышцы поддерживают здоровье всего организма. Распадаются мышцы — страдают и все остальные органы. Происходит это потому, что мышцы производят особые соединения, так называемые миокины (от греческих слов «мис» — мышца и «кинема» — движение). Сам термин возник только в 2003 году, и придумала его сотрудница Копенгагенского университета Бенте Кларлунд Педерсен. Этих биологических соединений известно сейчас более 600 типов, а детально изучены только 5% из них. Миокины влияют на очень многие процессы, вот почему мы обязаны как можно больше двигаться, если хотим поддерживать своё здоровье. Впрочем, это было известно давно, по чисто статистическим данным: кто больше двигается, тот дольше сохраняет здоровье и дольше живёт. Среди прочих функций миокины заботятся о сохранении здоровья костей, иммунной системы и мозга. Один из них, обозначаемый как IGF-1, проникая в кости, стимулирует там возникновение новых костных клеток и тем предотвращает остеопороз. Видимо, в ближайшие годы механизмы действия миокинов станут яснее, но вряд ли появится таблетка или инъекция, которая позволит проводить дни сидя и лёжа без ущерба для здоровья. А если такие медикаменты и появятся — вы уверены, что это открытие пойдёт на благо человечеству?