Игорь Пивоваров — об искусственном интеллекте и бизнесе, с ним связанном

Наука и жизньНаука

Мыслю — значит существую

Максим Абаев, обозреватель журнала «Наука и жизнь»

Робот София и Бен Гёрцель, основатель проекта «SingularityNET», на конференции в Лиссабоне в 2017 году. Фото: Stephen McCarthy/Web Summit via Sportsfile/CC BY 2.0

Полгода назад я установил себе в смартфон приложение TikTok. Мне было интересно посмотреть на эту новую социальную сеть, которую почти каждый успел поругать и обвинить чуть ли не во всех смертных грехах. Её главная особенность — это бесконечная лента из коротких видеороликов, автоматически подстраивающаяся под ваши интересы. Первые несколько дней мне, скажем так, пришлось тяжело, наши интересы категорически не совпадали, но потом что-то произошло.

Занятных роликов стало попадаться всё больше и больше. Сеть очень быстро поняла, что мне нравится смотреть. Притом это не было в привычном для других социальных сетей стиле: «Тебе нравится космос — вот тебе ещё сто роликов про космос». Напротив, она весьма тонко «чувствовала», что и в каком количестве мне показывать, где попробовать какую-то новую тему и как удержать моё внимание. И тогда у меня возникло странное ощущение, как будто касание пальцем экрана смартфона это не результат моего желания смотреть или не смотреть видеоролик, а способ, каким нечто крайне любопытное пристально изучает меня. Поэтому, когда на записи одной радиопередачи я познакомился с человеком, знающим, как устроено это «нечто» по ту сторону смартфона, желание отдельно поговорить с ним об искусственном интеллекте появилось само собой. Этот человек — Игорь Пивоваров, главный аналитик Центра искусственного интеллекта, созданного на базе МФТИ, а ещё он директор конференции по искусственному интеллекту OpenTalks.AI, на которой разработчики машинного разума обсуждают технологии ИИ и бизнес, с ним связанный, а также то, о чём не любят говорить большие компании — об этике искусственного интеллекта.

Пока вы просматриваете ролики — скажем, с совами, — нейросеть TikTok изучает ваши интересы и учится их предугадывать. Фото Максима Абаева

— Игорь Олегович, чтобы создать искусственный интеллект, нам сначала нужно разобраться с тем, как работает наш «естественный» разум, как говорится, понять самих себя, или лучше пытаться создать интеллект с чистого листа?

— Сфера искусственного интеллекта — это такая большая область исследований, объединяющая самые разные направления, начиная от маленьких и понятных алгоритмов и заканчивая попытками построить искусственный супер-разум. Исследователи в этой области делятся на две большие группы. Одни изучают мозг человека как некоторый идеальный объект, который продуцирует мышление и сознание. Если мы изучим мозг целиком, научимся его моделировать, тогда, возможно, поймём, как устроено мышление и сознание. И мне ближе такой подход. Другие просто делают искусственный интеллект. Они говорят: зачем нам понимать, как устроен мозг. Нас интересует, условно, не «хард», а «софт». А софт не должен быть привязан к железу. Ведь если нужно сделать самолёт, совсем не обязательно повторять взмахи крыльев птиц, крыло самолёта использует другие принципы. В этом смысле вторая группа исследователей, которая ставит перед собой цель создать ИИ как процесс мышления и интеллекта, отбрасывает гипотезу, что мозг — это единственно возможный пример интеллекта.

— Сейчас планета у нас опутана глобальной паутиной интернет-сетей. Может быть, её как-то по-особенному структурировать, и за счёт огромного количества вычислительных ресурсов получится переход количества в качество?

— Вы правы, есть похожие идеи. Например, существует проект «SingularityNET», его основал Бен Гёрцель, математик и исследователь искусственного интеллекта. Смысл проекта в том, что это такой, уж простите за столько нерусских слов, онлайновый реалтаймовый маркетплейс алгоритмов искусственного интеллекта, решающих определённые задачи. По-простому это выглядит следующим образом. Возьмём робота Софию (разработка гонконгской компании Hanson Robotics. — Прим. ред.), которую возят по разным выставкам. На самом деле в ней самой никакого интеллекта нет. Это машина, с датчиками звука и изображения, способная что-то произносить. Тогда как сделать, чтобы София осмысленным образом понимала речь и реагировала на неё? Давайте в неё поставим модуль связи с интернетом и интерфейс, отправляющий определённый пакет аудиоданных в облако, если человек что-то сказал роботу. Дальше в сети объявляется «тендер» на расшифровку звукового файла. За миллисекунды собираются предложения, определяется победитель и он распознаёт аудиозапись, превращая её в текст. Затем объявляется следующий «микротендер» с заданием понять, как на этот текст надо ответить, и так далее.

Можно сказать, что это попытка построить настоящий сильный интеллект сборкой из множества отдельных микросервисов, решающих отдельные микрозадачи, но их так много и они так много решают, что в итоге всегда можно найти что-то, что отвечает текущей потребности. У подобного перехода к так называемому сильному искусственному интеллекту через прямое наращивание мощностей сервисов и обеспечение связи между ними есть свои сторонники. Хотя я не верю в такой подход.

— Вы сказали про сильный искусственный интеллект. Тогда получается, что должен быть и слабый? Как вообще измерить силу машинного интеллекта?

— Это пока не устоявшаяся терминология. Сейчас большинство специалистов склоняются к такому определению, что слабый ИИ — это некая система, которая способна выучиться и хорошо решать какую-то задачу, но только одну. Например, камера, а точнее алгоритм, который распознаёт номера автомобилей. Но поставь этому алгоритму задачу найти на улице Шэрон Стоун, и он уже не справится, потому что натаскан на другое.

Можно сделать алгоритм чуть шире, который сможет и номер распознавать, и людей находить. Но научить его переводить тексты с одного языка на другой уже не получится. А человек универсален, он способен научиться решать очень разные задачи. К тому же у современных алгоритмов искусственного интеллекта есть такая особенность — ката-строфическое забывание. Если модель натаскана на какую-то определённую задачу, а её переучиваешь на другую задачу, то она может и переучиться, но, скорее всего, забудет первую. То есть искусственный интеллект остался узким, просто фокус сместился на другое. Вот это называется слабым ИИ.

А сильный ИИ, его ещё называют «общий», это концепция системы, способной учиться неограниченному перечню задач, не забывая того, чему она научилась до этого! Есть такое определение, что интеллект — это способность адаптироваться к среде, обучаться и решать широкий круг задач, способствующих достижению целей в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов. Понятно, что если такая система появится, то она будет учиться, учиться и ещё раз учиться и быстро превзойдёт человека, по крайней мере по спектру решаемых задач. Под сильным ИИ сейчас принято понимать примерно это.

Но есть исследователи, которые считают, что ИИ при этом должен быть ещё выше уровнем, чем человек во всех своих проявлениях. Дальше встаёт вопрос, а что такое уровень человека, люди же все разные, кто-то в шахматы играть не умеет, а кто-то гроссмейстер — с кем сравнивать? Так что сильный ИИ — это некая концепция, над ней много кто работает, и мы в том числе. Мои коллеги и я пытаемся понять, как работает мозг, сделать математические модели, чтобы разобраться, как устроены процессы целеполагания, мотивации, поведения, что нами движет и как это в мозге решается.

— Создание искусственного интеллекта — это теоретическая или практическая работа?

— Сейчас уже практическая, потому что именно последние лет пятнадцать у нас появились возможности ставить эксперименты. Я по образованию физик-теоретик. И одно дело, когда ты придумал теорию, сколь угодно красивую и сложную, но проверить её нельзя, а другое дело — когда ты можешь поставить эксперимент. Эйнштейн, например, создал свою теорию относительности, и она долго была лишь изящной математической конструкцией, а смогли проверить её только через полвека, когда измерили отклонения траекторий спутников. Вот тогда все сказали: «Вау!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Спи, не бойся Спи, не бойся

Чего обычно боятся и мужчины, и женщины в сексе и как себя успокоить?

Cosmopolitan
Город бомбы Город бомбы

Из истории американского атомограда

Вокруг света
Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров

Дисперсность целевого полимера уменьшается при добавлении кислоты

N+1
Горящая точка Горящая точка

Жители деревни Лисин начинают рабочий день, спускаясь в кратер активного вулкана

Вокруг света
Шум катеров с бензиновыми двигателями помешал матерям-гриндам отдыхать и кормить детенышей Шум катеров с бензиновыми двигателями помешал матерям-гриндам отдыхать и кормить детенышей

Как катера с бензиновыми двигателями влияют на гринд

N+1
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
«Ленин» жив. Уроки истории в Мурманском областном театре кукол «Ленин» жив. Уроки истории в Мурманском областном театре кукол

История о корабле и столичные гастроли Мурманского областного театра кукол

СНОБ
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Жизнь после CEO: уйти, чтобы остаться Жизнь после CEO: уйти, чтобы остаться

Иногда уйти — это лучший способ остаться

Inc.
Пропил этил Пропил этил

История встречи, любви и расставания мужчины и стакана

Men’s Health
Голод, упорство, операции: как похудела Гоар Аветисян Голод, упорство, операции: как похудела Гоар Аветисян

Мы знаем, как похудела Гоар Аветисян, и рассказываем тебе

Cosmopolitan
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
10 способов ускорить утренние сборы на работу 10 способов ускорить утренние сборы на работу

Можно ли оптимизировать процесс сбора на работу?

Psychologies
Давайте опять займемся сексом Давайте опять займемся сексом

Как вернуться к доковидной норме, по крайней мере в постели

Men’s Health
Это Элви Рэй Смит: он мечтал создать анимационный фильм на компьютере, соосновал Pixar, но ушёл из компании из-за Джобса Это Элви Рэй Смит: он мечтал создать анимационный фильм на компьютере, соосновал Pixar, но ушёл из компании из-за Джобса

Элви Рэй Смит убеждал всех, что за компьютерной графикой будущее

VC.RU
Подавленные эмоции: почему они мешают жить и как с этим справиться Подавленные эмоции: почему они мешают жить и как с этим справиться

Подавленные эмоции — это настоящий ящик Пандоры

СНОБ
Куда уходят наши налоги Куда уходят наши налоги

Что скрывается за словом «федерация» и как это сказывается на налоговой системе

СНОБ
Не только для расслабления Не только для расслабления

Болезни, которые может предотвратить массаж

Лиза
Как смотреть на реальность трезво и переубеждать других Как смотреть на реальность трезво и переубеждать других

Когда все меняется быстро, важно уметь корректировать взгляд на мир

РБК
Искусство лени Искусство лени

О личной эффективности говорят все, но мало кто вспоминает о пользе безделья

Psychologies
Климатическую религию — на службу прогрессу Климатическую религию — на службу прогрессу

Евгений Гашо — о проблематике энергоперехода и климатическом хайпе

Эксперт
Обязаны ли дети ухаживать за престарелыми родителями? Обязаны ли дети ухаживать за престарелыми родителями?

В каких случаях уход за ближайшими родственниками стоит переложить на других?

Psychologies
Переобулись в экосистему Переобулись в экосистему

OR Group трансформирует бизнес-модель из fashion-ритейлера в торговую платформу

Эксперт
Как подобрать цвет волос под цвет глаз? Найди свое идеальное сочетание! Как подобрать цвет волос под цвет глаз? Найди свое идеальное сочетание!

Как подобрать идеальный цвет волос под цвет глаз

VOICE
Еще теплее Еще теплее

Дольче и Габбана рассказали, как придумали почти две тысячи предметов интерьера

Harper's Bazaar
Пластический хирург Тимур Хайдаров — Forbes: «Покажи, что ты гений» Пластический хирург Тимур Хайдаров — Forbes: «Покажи, что ты гений»

Пластический хирург — как выделиться из толпы в условиях жесткой конкуренции

Forbes
Бесплатно, но с регистрацией: как Pinterest мешает пользователям искать изображения и почему его ненавидят Бесплатно, но с регистрацией: как Pinterest мешает пользователям искать изображения и почему его ненавидят

Почему все не любят Pinterest?

VC.RU
Карта Сан-Франциско на шести кассетах: чем пользовались водители для навигации до GPS Карта Сан-Франциско на шести кассетах: чем пользовались водители для навигации до GPS

Краткая история первых навигационных систем — в пересказе Ars Technica

VC.RU
Что читают голосовые помощники: 10 любимых книг искусственного интеллекта Что читают голосовые помощники: 10 любимых книг искусственного интеллекта

Подборка любимых книг Олега — голосового помощника экосистемы «Тинькофф»

Популярная механика
Открыть в приложении