Калязин. Фрески затопленного монастыря
Под таким названием в сентябре 2020 года в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась новая экспозиция, посвящённая результатам многолетней работы по изучению и сохранению единственной в своём роде коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря. В экспозиции — фрагменты стенописи из собраний Музея архитектуры им. А. В. Щусева и Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, а также чертежи, представляющие архитектуру монастыря и документальные свидетельства деятельности экспедиции, работавшей в Калязине зимой 1939—1940 годов. Особое внимание уделено проблемам сохранения древней фресковой живописи, а также результатам современной научной реставрации, проведённой на кафедре реставрации монументальной живописи Академии С. Г. Строганова.
Бóльшая часть фрагментов настенной живописи Троицкого собора хранится в Музее архитектуры, остальные — в собраниях Калязинского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Музея древнерусского искусства и культуры им. А. Рублёва.
Велик список утрат отечественных памятников разных эпох, случившихся на протяжении прошлого века. В списке том и десятки городов, сёл, монастырей, усадеб и храмов, разобранных, затопленных, переселённых в связи с созданием в 1930-х годах на верхней Волге трёх плотин и гидроэлектростанций. Осуществление проекта «Большая Волга» превратило воды реки в цепь огромных водохранилищ, по-глотивших большие пространства древних земель. В 1937 году появилось Иваньковское водохранилище, в 1940-м — Угличское и Рыбинское.
Всех, кто когда-либо путешествовал по тверским землям верхней Волги, не могла не впечатлить высокая стройная колокольня, стоящая посреди волжских вод в городе Калязине. Чудом сохранилась она от ансамбля городского Николаевского собора после того, как большая часть Калязина была затоплена в 1940 году Угличским водохранилищем.
История некогда богатого волжского купеческого города Калязина началась с создания двух древних монастырей и примыкавших к ним подмонастырских слобод. Первым на правом берегу Волги возник монастырь Николы на Жабне в том месте, где стоит сейчас посреди воды знаменитая колокольня. На противоположном, левом берегу в первой половине XV века монах Макарий основал обитель — Троицкий Калязин монастырь, названный так по имени владельца земель боярина Ивана Коляги (Колязы). Выросшие монастырские и ремесленные слободы, соединённые с соседним селом Пирогово, в 1775 году получили статус города. В 1776 году был утверждён и в основном к началу XIX века осуществлён регулярный план городской застройки, который ещё заметен в старой части Калязина. К концу XVIII века Калязин был богатым торговым и промышленным купеческим городом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся каменные дома горожан и крупные общественные постройки XIX — начала XX веков: здания механико-технического училища (1902—1905) и Городской управы (1881—1883), земская больница (1909).
В центре города к началу XX века от бывшего Никольского монастыря остался крупный храмовый комплекс: Никольская церковь (1693—1694), колокольня (1794—1800), церковь Иоанна Предтечи (1791—1792).
Напротив него, на левом берегу Волги, располагался обширный ансамбль первоклассного мужского Троицкого Макарьева монастыря. Началом его пятисотлетней истории принято считать 1434 год. Именно тогда будущий преподобный Макарий Калязинский, в миру Матвей, сын кашинского боярина Василия Кожи, построил в пустынном тогда месте свою монашескую келью. До начала XVI века все постройки монастыря были деревянными. В 1521—1523 годах на месте обветшавшего Троицкого храма на средства дмитровского купца Михаила Воронкова возвели каменный. При строительстве были обретены нетленные мощи скончавшегося в 1483 году Макария, с тех пор ставшие местом особого поклонения из-за чудодейственных случаев исцеления.
Облик Троицкого собора по желанию заказчиков должен был напоминать об архитектуре Успенского собора Московского Кремля, долгое время бывшего образцом для крупных храмовых построек.
В 1525 году на вклад удельного князя Дмитровского Юрия Ивановича к юго-западу от собора была построена из кирпича Борисоглебская трапезная церковь с редкой по архитектуре обширной одностолпной палатой.
Уже в XVI веке монастырь приобрёл славу одного из богатейших и самых почитаемых в России. Обитель, славившуюся своим благочестием и чудотворными мощами, посещали и даровали вкладами смиренные царственные богомольцы. По летописным источникам известно, что царь Иван Грозный был здесь в 1544 и 1553 годах. Борис Годунов, приехав в 1599 году, пожертвовал монастырю первую серебряную раку для мощей преподобного Макария (увезённую поляками в 1610 году). Бывал здесь царь Алексей Михайлович, самый щедрый жертвователь. В 1654 году от чумы в монастыре скрывалась семья царя Алексея Михайловича — царица Мария Ильинична Милославская с сыном. Вместе с ними пребывал здесь патриарх Никон, пожаловавший игумену монастыря сан архимандрита. Известно, что молодой Пётр Первый совершал в монастырь потешные походы из подмосковного села Преображенского. Императрица Екатерина II во время путешествия по Волге в 1767 году от Твери до Казани останавливалась в Калязинской обители. Посещали её и император Александр II в 1837 году, и великий князь Владимир Александрович в 1892-м.
Калязинский монастырь был известен не только как монашеская обитель, но и как крепость-сторож Московского государства. Дело в том, что он занимал стратегически важное место на пути из Москвы в северные земли и стоял на переправе через Волгу. В монастыре имелась оружейная палата, где находилось и изготавливалось оружие, был и пороховой погреб. А в казённой палате хранились запасы снаряжения, продовольствия, одежды на случай осады. Располагалась в монастыре и небольшая военная дружина.
События Смутного времени тяжело отразились на судьбе Троицкого монастыря, он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими интервентами. И если первое нападение полков гетмана Сапеги удалось отбить благодаря умелым и смелым действиям войска молодого князя М. В. Скопина-Шуйского, то в 1610 году монастырь был взят штурмом, разграблен и сожжён польским отрядом Лисовского. Были убиты его монахи и защитники во главе с героически сражавшимся воеводой Давидом Жеребцовым.
Пострадавшие от пожара храмы и по-стройки обители возобновлялись после окончания Смутного времени. Учитывая важность Калязинского монастыря в оборонительном отношении, царь Михаил Фёдорович издал указ о сооружении в монастыре прежде всего каменных стен. В 1644—1648 годах под руководством каменных дел мастеров Марка и его сына Ивана Шарутиных были воздвигнуты мощные крепостные стены с башнями, «бойницами косого боя», «осадными стоками», ловушками во входных воротах в обитель.
Троицкий собор, сильно пострадавший в период польско-литовской интервенции, к 1654 году восстановил на средства монастырского старца, в миру Леонида Высоцкого, зодчий Аверкий Мокеев. Крупный пятиглавый храм приобрёл тогда паперть, охватившую его с запада, севера и юга, симметрично южному появился северный придел, был украшен новыми настенными росписями. Их создавала артель из шестнадцати «кормовых государевых живописцев», принимавших ранее участие в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Летописный пояс, выполненный красивой вязью и опоясывавший стены собора ниже росписей, сохранил их имена: Симеон Абрамов, Василий Ильин, Иван Феофилактов с братом Михаилом, Семён Яковлев, Пётр Яковлев, Андрей, Илья, Василий Фёдоровы, Семён Стефанов, Иван Алексеев, Иван Самойлов, Григорий Данилов, Симеон Павлов.
Стиль калязинских росписей отражал характерные черты русской монументальной живописи середины XVII века. Высокий уровень исполнения соответствовал лучшим произведениям стенописи того времени. Система росписи Троицкого собора была традиционной и содержала сцены ветхозаветной истории, рассказ о земной жизни Иисуса Христа, его крестном подвиге и чуде Воскресения, Страшном суде.
На протяжении XVII—XVIII веков (до Екатерининской секуляризации церковных земель) Троицкий монастырь обладал большим вотчинным хозяйством, был крупным землевладельцем. Известно по документам, что в период своего расцвета он владел 13 сёлами, 200 деревнями, 12 тысячами крепостных крестьян. В Москве монастырь имел собственное подворье в Китай-городе.