Наше увлечение модой и страсть к покупкам убивают планету
В погоне за модой к 2020 году человечество оказалось на дне глобальной мусорной ямы, доверху наполненной ненужной одеждой.
О том, что мода вредит природе, кричат давно, но оценить масштабы бедствия непросто. Не секрет, что эта индустрия стоимостью $3 трлн – вторая по степени загрязнения окружающей среды после нефтяной. Для того чтобы проверить, насколько обоснована паника, журналистке The New York Times Ванессе Фридман пришлось испытать на себе эффект испорченного телефона. Клубок разматывается так. Расхожее утверждение о вреде моды приводит сайт One Green Planet со ссылкой на проект EcoWatch. Проект цитирует дизайнера Эйлин Фишер. Эйлин Фишер апеллирует к фильму Эндрю Моргана «Реальная цена моды». Режиссер Морган вспоминает, что услышал о разрушительном воздействии модной индустрии на природу на саммите по устойчивому развитию в Копенгагене, проведенном в 2008 году. Один из организаторов саммита, представитель Global Fashion Agenda, говорит, что этот факт часто припоминает в разговорах директор компании Ева Крузе. Ева Крузе ссылается на данные исследования консалтинговой компании Deloitte. Исследование Deloitte бесследно исчезло из всех открытых источников.
Факт остается фактом: экологические катастрофы, связанные с текстильной промышленностью, вспыхивают то тут, то там.
Летом 2006 года следователи окружили фабрику Fuan Textiles на юге Китая. Через сточную трубу они проникли в помещение, где производят и хранят ткани. Согласно данным, среди заказчиков фабрики – несколько американских фэшн-гигантов. Жители деревни, расположенной по соседству с Fuan Textiles, неоднократно обращались с жалобами в полицию. По их словам, река Мао-Чжоу время от времени окрашивается в багровый цвет, будто это и не вода вовсе, а раскаленная лава. Через люк следователи пробрались в помещение, откуда фабрика ежедневно сливала 22 тысячи тонн воды с примесью опасных химических красок. «Мы привыкли ловить рыбу и раков в реке, – рассказывает Ли Чанлинь, владелец небольшой судоходной компании на Мао-Чжоу. – Нам нравилось здесь купаться. Берега всегда были покрыты зеленью, а вода оставалась чистой. Однако после открытия фабрики в Дунгуане в 1989 году река начала менять расцветку. Местные шутят, что по цвету Мао-Чжоу они первыми в мире узнают, какие оттенки будут в моде в будущем сезоне».
Фабрика Fuan Textiles принадлежит гонконгской компании Fountain Set, основанной в 1969 году. Именно тогда американские модные бренды стали массово искать дешевое производство в Азии. Причиной тому стал экологический коллапс на реке Мерримак, куда местные текстильные производства сбрасывали опасные отходы. После этого случая в США приняли поправки к федеральному закону о контроле за загрязнением воды. Так, начиная с 1972 года затраты брендов на производство одежды в Соединенных Штатах стали расти, что привело к массовому переходу на азиатские производства. «С середины 1990-х в США как на дрожжах стали расти сетевые магазины вроде Walmart и Target, – вспоминает Билл Лэм, бывший исполнительный директор Fountain Set. – Американские компании по привычке начинали переговоры со слов: «А какие скидки вы предложите в этом году?» И хотя цены на производство в Китае едва дотягивали до рыночных, мы изготавливали ткани почти даром. Но были вынуждены снижать цены».