Моби: почему некогда главный музыкальный бунтарь предпочел затихнуть
3, 6, 11 и 18 июня в рамках международного фестиваля кино о новой культуре Beat Film Festival покажут "Моби" — терапевтичный фильм о некогда самом известном электронном музыканте планеты. По просьбе Esquire музыкальный журналист и книгоиздатель Илья Воронин объясняет, в какой момент Моби свернул "не туда".
В конце февраля 1999 года Моби снова запил. У музыканта возникла странная любовь к похмельному состоянию: казалось, что так он в чем-то становится похож на любимых пьющих литературных героев. В этот раз поводов для запоя было хоть отбавляй. Последний альбом продался из рук вон плохо, американский лейбл уведомил, что намеревается разорвать контракт, а, главное, Моби только что похоронил мать. Артист сидел на лавочке в парке, и еще раз попробовал послушать на минидисковом плеере сборник треков, из которых надеялся собрать выдающийся альбом. Когда музыка перестал играть, артист «выключил плеер и признался себе, что моя карьера музыканта, похоже, подошла к концу. Мой последний альбом провалился, а новая музыка, над которой я работал, показалась мне неадекватной и плохо сведенной. Если бы этот альбом вышел, то просто бы канул в безвестность». Спустя несколько месяцев, музыка с того мини-диска увидела свет в форме альбома «Play», который впоследствии продался гигантским тиражом (более 12 млн. экземпляров по всему миру и платиновый статус в 25 странах), сделал Моби известным, но, кажется, так и не принес ему гармонии и успокоения.
На обывателя Моби производит впечатление человека гармоничного и обретшего внутреннее успокоение. Веган, борец за равноправие, активно участвует в благотворительности — настоящий пример победившей осознанности. Но первое впечатление — обманчиво. И это становится заметно, если попытаться послушать что-нибудь еще, помимо сверхпопулярного «Play».
Первой большой работой, которую заметили не только диджеи и клабберы, стал «Everything is Wrong» 1993 года. «Оригинально», — удивленно цокали критики. Обычные слушатели оставались в недоумении. Рейверы, признавшие Моби своим из-за хита «Go», ждали похожего трека, растянутого на весь альбом. Получили «Feeling So Real», удачное высказывание на тему активно эволюционировавшего тогда брейкбита. Диджеи, полюбившие Моби за альбом «Ambient», в котором сосредоточились ранние треки в диапазоне от эмбиента до мягкого, мелодичного техно и хауса, не понимали, что им делать с «Everything is Wrong». Фанаты альтернативы недоумевали, почему в альбоме много «долбежки». В лонгплее уместилось множество несочетаемых жанров: танцевальная попса, эмбиент, яростные гитарные запилы. Сложно было представить человека, которому бы понравился альбом целиком. Пластинка предсказуемо провалилась.