«Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции»
В конце XVIII века в Париже стала популярна теория животного магнетизма (месмеризм). Новое учение во Францию привез немецкий врач и астролог Франц Месмер, который считал, что люди выделяют магнитную энергию — флюиды, способствующие установлению телепатической связи. Считалось, что их неравномерное распределение в организме вызывает болезни. В ходе групповых сеансов месмеризма пациенты с помощью веревки объединялись в цепь, по которой якобы циркулировали флюиды, а в других случаях принимали ванны, наполненные опилками и бутылками с «намагниченной водой», впадая в магнетический транс. Таким образом достигалась гармония флюидов, а пациенты исцелялись или становились свидетелями прошлого или будущего. Теория животного магнетизма объясняла «чудесные незримые силы» природы и даже подоплеку общественных и политических процессов. Идеи Месмера существенно повлияли на медицинскую практику и общественные настроения. В книге «Месмеризм и конец эпохи Просвещения во Франции» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Евгением Кузьмишиным, а также Вадимом и Никитой Михайлиными, специалист по французской истории Роберт Дарнтон рассказывает, как месмеризм связан с политической мыслью, эзотерическими течениями и представлениями о науке во Франции XVIII века. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, посвященным тому, как представляли себе устройство мира ученые того времени и почему обывателю было непросто отделить истину от фантастических домыслов.
На протяжении XVIII века пропасть между наукой и теологией продолжала неуклонно расширяться, однако это не привело к отделению науки от фантастики, ведь ученым того времени приходилось прибегать к услугам воображения, чтобы хоть как-то объяснить, а подчас даже попросту увидеть огромный массив новых данных об окружающем мире, который стал доступен им благодаря вскрытиям, изучению ископаемых останков, а также появлению в их распоряжении микроскопов, лейденских банок и телескопов. Научные наблюдения русалок и доносившихся изнутри скал голосов маленьких человечков, казалось, говорили о принципиальной невозможности постижения тайн природы одним лишь невооруженным глазом.
Вместе с тем сообщения об исследованной под микроскопом ослиной сперме, в которой были обнаружены микроскопические копии ослов, свидетельствовали об отсутствии необходимости в уснащении органов восприятия сложной научно-исследовательской машинерией. Знаменитый рисунок Франсуа де Плантада, на котором тот изобразил миниатюрного человечка, которого якобы сумел разглядеть под микроскопом в человеческой сперме, стал предметом серьезных ученых споров в первой половине XVIII века. Конечно, это была всего лишь мистификация, но она вполне вписывалась в рамки преформационных теорий. Что же до ее нелепости, то в этом плане ей ничуть не уступала выдвинутая Шарлем Бонне концепция «вложения» (emboîtement), в соответствии с которой древний прародитель того или иного вида живых существ содержал в себе зародыши всех будущих поколений этого вида. Убедительные доказательства эпигенеза появились лишь в 1828 году, а до той поры репродуктивные процессы млекопитающих скрывались от пытливого взгляда исследователей в тумане причудливых теорий.
К концу XVIII века авторы одного юридического справочника позволили себе усомниться в правдивости показаний из дела о законорожденности. Мать ребенка утверждала, что забеременела от своего супруга, с которым не виделась без малого четыре года, когда тот явился ей во сне: «Предполагается, что означенное произошло с дамой из Эгемера летней ночью, что окно в ее комнату было распахнуто, одеяло смято, а кровать располагалась изголовьем к западу, вследствие чего юго-западный ветер, несший человеческие зародыши в виде органических молекул или летучих эмбрионов, оплодотворил ее». Однако далеко не все были готовы усомниться в чудодейственной силе материнского воображения: ведь чем еще объяснить рождение ребенка с головой в форме телячьей почки, если не гастрономическими вкусами женщины на сносях?