Продюсер Леонид Роберман — о вызовах современной театральной индустрии

СНОБКультура

Леонид Роберман: Спектакль — это всегда встреча, взаимоотношения и взаимовлияние

Продюсер и директор агентства «Арт-Партнер» Леонид Роберман рассказал «Снобу» о вызовах современной театральной индустрии, новых проектах и неизменных стимулах выбираться на хорошие спектакли.

Беседовала Екатерина Алипова

leonid_roberman_gl_ss.jpg
Леонид Роберман. Фото: из личного архива героя

Компания «Арт-Партнер» существует уже более двадцати пяти лет, вы хорошо знаете театральную индустрию и зрителей. Какие требования к спектаклям аудитория предъявляет сегодня? Изменились ли они за десятилетия работы вашего агентства?

Если раньше побудительным мотивом для похода в театр выступал некий эмоциональный импульс, определенное настроение, а также желание его поддержать или изменить, внести некое разнообразие в жизнь, испытать острые ощущения, то сейчас выбор становится более рациональным. Стимулы все те же, но сам алгоритм отбора уже более развернутый. Если раньше отзывы зрителей не имели большого значения, то сейчас это как раз один из определяющих факторов. В большей степени учитываются отзывы не профессиональных критиков, а простых людей. Определяющими стали также и рейтинги сервисов агрегаторов, продающих билеты. И конечно, цена — раньше она была своеобразной гарантией качества того или иного спектакля, а сейчас, увы, цена перестала быть таковой, зритель очень боится быть обманутым.

Каковы главные тенденции и вызовы в современной театральной индустрии? И как продюсеры адаптируются к ним?

На мой взгляд, театр перестает быть храмом Мельпомены и становится сферой услуг.  Отличие очень простое. Сфера услуг обслуживает потребности людей, не затрагивая духовное начало. Главный вызов современной театральной индустрии — колоссальный дефицит профессионалов. Если раньше назначение на должность художественного руководителя определялось наличием или отсутствием у режиссера программы развития конкретного театра, то есть художественным фактором, то сейчас многое определяется лояльностью к вышестоящим инстанциям. К тому же скамейка запасных оказалась очень короткой. На ней практически никого нет. Поэтому на должности худруков стали назначаться актеры, чаще всего известные.

Вся беда в том, что главные режиссеры театров прошлых десятилетий не оставили нам ту самую смену, которую оставляли после себя легендарные профессионалы первой половины двадцатого века. Те же Станиславский и Немирович-Данченко, чья колоссальная заслуга не столько в описанной системе театральной игры (по сути, они просто сформулировали то, что было и до них, — то, как играли гениальные актеры), сколько в создании системы репертуарного театра, одной из основных частей которой являлась подготовка режиссеров. Именно режиссеров. Актер — это зеркало режиссера, чье видение первично. Артист, каким бы выдающимся он ни был, без режиссера ничего не сможет сделать, кроме своего творческого вечера. Если рядом с великим актером не окажется равно великого режиссера, то о выдающейся игре актера зритель узнает только из рецензии низкопробного критика либо некролога.

А как же быть с антрепризой, которая всегда делала ставку на звезд — насколько это остается актуальным в современном театре?

Мне в этой жизни очень не повезло: я работал с великими актерами, мне посчастливилось видеть великих режиссеров. Вспоминаю время своей учебы в ГИТИСе: идешь на экзамен, а там — Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Марк Захаров, Анатолий Васильев, Мария Кнебель, Петр Фоменко, Михаил Буткевич. Не кафедра, а парад звезд. И за каждым из них — театр, тот самый великий русский театр, в котором мы мечтали работать. Но, к сожалению, они не создали свою школу и не оставили после себя преемников. Мне действительно сейчас очень сложно, когда приходится подбирать актеров. После длительной работы с Сергеем Юрским, Николаем Волковым и Валентином Гафтом. Уж слишком мелкими и незначительными кажутся те, кто остались. И большинство тех, кого мы называем медийными, к сожалению, не являются настоящими звездами, в моем понимании этого слова. Как говорит мой партнер, не мой размерчик. Да, отсутствие громких имен на афишах — риск, потому что участие медийных артистов обеспечивает первоначальный интерес зрителя. Но не гарантирует успех. Успех обеспечивает как раз режиссер, в чьем спектакле нет случайных людей. Режиссер, который обладает даром видеть невидимое другим. У такого мастера всегда есть творческие идеи и подходящие актеры. Он точно знает, что делает и с кем делает. К примеру, зачем брать и ставить «Гамлета», если у тебя нет, предположим, даже не Гамлета, а Полония или Офелии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа

Книга стала дебютом для Дибы Заргарпур о ее афгано-узбекском наследии

СНОБ
Что добавить в воду, чтобы удалить пятна соли и реагентов с обуви Что добавить в воду, чтобы удалить пятна соли и реагентов с обуви

Не откладывай удаление пятен соли с обуви, иначе отметины останутся навсегда!

VOICE
Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического» Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического»

Писатель Денис Драгунский — о том, что для него значит слово «династия»

Правила жизни
Играй, «Маэстро»: каким получился байопик Брэдли Купера про выдающегося дирижера Бернстайна Играй, «Маэстро»: каким получился байопик Брэдли Купера про выдающегося дирижера Бернстайна

«Маэстро» — кинематографичную арию про боль, жизнь и любовь

Правила жизни
5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими 5 секретов, которые сделают отношения гармоничными и крепкими

Как сделать так, чтобы общение с любимым человеком не переставало давать радость

Psychologies
Токсичные отношения с родителями: как оказать сопротивление властной матери Токсичные отношения с родителями: как оказать сопротивление властной матери

Токсичные родители не любят своих детей или просто не умеют этого делать?

Psychologies
10 лучших фильмов Дэвида Линча 10 лучших фильмов Дэвида Линча

Линч: от скандальной экранизации до одного из лучших фильмов в истории кино

Правила жизни
«Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой «Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой

Глава из романа-антиутопии, который осмысляет нашу реальность

СНОБ
Немного об измерении очень больших объектов Немного об измерении очень больших объектов

Километр в секунду – как пользоваться этой единицей длины?

Наука и Техника
Полеты в кино и наяву: как снимали драму «Воздух» Полеты в кино и наяву: как снимали драму «Воздух»

Фильм «Воздух»: как снимали воздушные бои и создавали спецэффекты

ТехИнсайдер
В лучах улыбки В лучах улыбки

Как исправить прикус незаметно для окружающих

Лиза
Так говорит Ким Кардашьян: почему хриплые женские голоса стали популярными Так говорит Ким Кардашьян: почему хриплые женские голоса стали популярными

Почему vocal fry (или штробас) стал трендовым

Psychologies
Что такое разум? Что такое разум?

Как разум связан с интеллектом и преобразованием среды?

Наука и Техника
6 орехов с сомнительной репутацией 6 орехов с сомнительной репутацией

Не все орехи одинаково полезны, а некоторые даже могут быть опасны!

ТехИнсайдер
То самое чувство моря То самое чувство моря

Элегантная яхта с корпусом из стали и надстройкой из легкого сплава

Y Magazine
Москвичи остались дома: как модные магазины проиграли битву с Ozon и Wildberries Москвичи остались дома: как модные магазины проиграли битву с Ozon и Wildberries

Москвичи по итогам 2023 года стали реже посещать торговые центры

Forbes
Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!» Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!»

Он со мной! Всегда рядом. Потому что это моя радость, моя беда

Караван историй
Гравитация – это притяжение или отталкивание? Гравитация – это притяжение или отталкивание?

Казалось бы, науке уже известно, что гравитация – это притяжение...

Зеркало Мира
«Цвет войны — противный желто-коричневый». Петербургский художник Александр Траугот вспоминает дни блокады «Цвет войны — противный желто-коричневый». Петербургский художник Александр Траугот вспоминает дни блокады

Живописец Александр Траугот — о роли художников во время войны

СНОБ
Как хранить специи: 10 отличных идей Как хранить специи: 10 отличных идей

Для того, чтобы организовать хранение специй, не нужно тратить много денег

VOICE
Искусство накопления: 10 фильмов про коллекционеров Искусство накопления: 10 фильмов про коллекционеров

После этих фильмов точно захочется начать что-то коллекционировать

Правила жизни
«Борьба за обед: Еще 50 баек из грота» «Борьба за обед: Еще 50 баек из грота»

Чем питались неандертальцы Фигуэйра Брава

N+1
Слово пацана Слово пацана

Будет ли ренессанс «Ленфильма»? Станет ли квартал в центре модным районом?

Собака.ru
Стоит задуматься! Как понять, что вы росли в неблагополучной семье: простое объяснение эксперта Стоит задуматься! Как понять, что вы росли в неблагополучной семье: простое объяснение эксперта

Взросление в неблагополучной семье может повлиять на будущие отношения с людьми

ТехИнсайдер
Лайфхаки, которые работают: как сделать так, чтобы очки на холоде не запотевали? Лайфхаки, которые работают: как сделать так, чтобы очки на холоде не запотевали?

Почему запотевают очки, можно ли с этим что-то сделать?

ТехИнсайдер
Как Су-27 искали нефть для США – да, вы прочитали правильно Как Су-27 искали нефть для США – да, вы прочитали правильно

Как частной компании удалось заполучить военные самолеты для поиска нефти?

ТехИнсайдер
9 способов вывести себя из апатии 9 способов вывести себя из апатии

Риск апатии в осенне-зимний период вырастает, однако поддаваться унынию не стоит

Psychologies
«Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти «Оранжада. Место под солнцем». Метафорическая сказка Уиллиама Ламберти

Ресторатор Уиллиам Ламберти написал сказку на основе собственной биографии

СНОБ
Опра в семи действиях: за что мы любим Опру Уинфри Опра в семи действиях: за что мы любим Опру Уинфри

Рассказываем о ключевых ипостасях легендарной телеведущей Опры Уинфри

Правила жизни
Археологи разобрались в производстве костяных пронизок из Денисовой пещеры Археологи разобрались в производстве костяных пронизок из Денисовой пещеры

Новосибирские археологи исследовали 28 костяных пронизок Денисовой пещеры

N+1
Открыть в приложении