Ларс фон Триер для укрепления психического иммунитета
Новый фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» рассказывает о нескольких эпизодах из жизни серийного убийцы. Картину, которую высоко оценили многие кинокритики, но не все зрители принимают с восторгом, по нашей просьбе посмотрел психоаналитик Андрей Россохин. (Внимание: текст содержит спойлеры.)
Ларс фор Триер снял фильм не про какого-то конкретного серийного убийцу. Герой картины, американец Джек (блестящая работа актера Мэтта Диллона) — это собирательный образ. Джек много лет изощренно убивает своих жертв, а теперь в разговоре с невидимым собеседником рассуждает о философии искусства умерщвления.
По сути, режиссер рассказывает нам историю человека, чье влечение к смерти оказывается столь сильным, что захватывает сначала его самого, а постепенно уничтожает жизни других людей. Джек обитает в одном из двух уединенных мест: в морозильной камере, куда он сгружает трупы, и на красивой поляне у берега озера, где он безуспешно пытается построить себе дом.
Безобразное (камера) и прекрасное (природа) одинаково безжизненны и безлюдны. Живой человек не способен жить в ледяном морге. Режиссер намекает на то, что Джек и сам постепенно становится внутренне окоченевшим трупом, как и его жертвы.
Мир, в котором Джек существует, лишен всех признаков жизни. Он не способен любить, сопереживать и вообще что-либо чувствовать. Но таким Джек становится не сразу. Триер гениально показывает его трансформацию в ходячий труп.
В самом начале его герой еще способен воспринимать других людей как отдельных живых существ, из плоти и крови. Первая жертва (в исполнении Умы Турман) сама бессознательно провоцирует его на проявление смертоносной агрессии. Но поначалу он сопротивляется этому внутреннему импульсу.
Первое убийство, как и второе, оказываются в фильме самыми кровавыми, и это неслучайно. Кровь — это признак жизни. Джек пытается с помощью чужой крови «согреться», испытать что-то, почувствовать себя живым.
Будучи ребенком, он отрезал кусачками лапу маленькому утенку (ребенку — «самому себе»). Психически нездоровые люди могут наносить себе раны, порезы, чтобы увидеть кровь, ощутить боль и понять, что они живые.