Кто и зачем создает виртуальные офисы
Конференции в Zoom — далеко не единственный способ взаимодействия коллег, перешедших на удаленную работу. Все большую популярность набирают виртуальные рабочие пространства, полностью воссоздающие реальную офисную жизнь
Переход на режим удаленной работы каждому дался по-разному: кто-то обрадовался, что теперь не надо тратить время на дорогу до офиса, кто-то, напротив, удручен тем, что работа занимает все свободное время. Но даже оптимисты, довольные возможностью забыть про деловой дресс-код и работать не расставаясь со своими питомцами, отмечают спад эффективности совместной работы. «За последние несколько месяцев миллионы людей были вынуждены приспосабливаться к новым условиям, и буквально с нуля учиться взаимодействовать с коллегами в виртуальном пространстве», — отмечает генеральный директор сети коворкингов WeWork в России, Центральной и Восточной Европе Михаил Коноплев. И, как показывает исследование, проведенное WeWork в партнерстве с Brightspot Strategy, здесь не обошлось без потерь: по словам респондентов из США, Канады, Мексики и Англии, им стало тяжелее поддерживать связи с коллегами, пострадали такие способы взаимодействия, как брейншторм. «Чем меньше встреч, особенно незапланированных, тем сильнее это влияет на качество взаимодействия, сплоченность команды и результаты работы. — продолжает глава WeWork в России. — И если эффективность и производительность еще можно измерить, то падение творческого потенциала выявить труднее. Тем не менее, снижение креативности может в долгосрочной перспективе повлиять на инновации. Согласно исследованию Microsoft, проведенному среди 9 тыс. руководителей и сотрудников крупных компаний в 15 странах Европы, удаленная работа привела к снижению их уровня инновационности. В 2019 году 56% генеральных директоров назвали свои компании высокоинновационными, а в 2020 году — лишь 40%».
Неудивительно, что вслед за ростом обеспокоенности исчезновением спонтанных встреч и обсуждений из рабочего процесса, многие стартапы ринулись искать новые решения для офисных работников, которые выходили бы за рамки привычного формата рабочих чатов или видеосвязи. Например, команда сервиса поиска IT-специалистов «Подбор» запустила расширение для браузера NextPage — оно помогает коллегам, оказавшимся на одной веб-странице, начать разговор и обсудить друг с другом прочитанную статью, увиденный ролик или даже присмотренную пару кроссовок. Но есть и более продвинутые решения для совместной работы сотрудников, лишенных возможности собираться вместе: на время арендовать можно не только коворкинг, но и виртуальный офис.