Крах на бумаге: почему не было нефти по минус $37
20 апреля 2020 года мир стал свидетелем красивого и редкого явления: биржевая цена нефти основного американского сорта WTI «провалилась» до —$37,60. Сообщения СМИ, что продавцы нефти теперь за нее доплачивают покупателям, обеспокоили миллионы обывателей в России и мире. Но уже на следующий день нефть сорта WTI снова торговалась на уровне около $20 за баррель. Так что же за явление мы увидели?
Новости об отрицательной цене на нефть получили свой час славы и заняли место на главных страницах сайтов ведущих деловых изданий, добавив острых ощущений миру, сидящему в карантине и гадающему, какой будет новая экономическая реальность, когда карантин закончится. Но теперь стоит разобраться без эмоций: а что же реально стоит за громкими и отчасти даже апокалиптичными заголовками про отрицательные цены на нефть?
Для начала нужно взглянуть в прошлое. Рынок нефти WTI (West Texas Intermediate) создавался как рынок для профессиональных участников — производителей и поставщиков сырой нефти, добычников, переработчиков и профессиональных трейдеров. То есть изначально он предназначался для торговли физической или реальной нефтью между теми, кто реально может ее предложить, и теми, кому она реально нужна в качестве сырья.
По мере развития рынка на нем появлялись не только спотовые инструменты (когда оплата должна произойти немедленно), но и долгосрочные фьючерсные контракты. И механика работы, и правила рынка создавались для удобства физических поставщиков. В частности, по умолчанию предполагается, что купленный фьючерсный контракт предполагает обязательство продавца предоставить объем физической нефти, а покупателя — забрать его (указать хранилище, куда она должна быть помещена, или трубопровод, по которому она должна быть отправлена).
Точкой исполнения контрактов является городок Кушинг, штат Оклахома. Он является перекрестком многих трубопроводов, и там расположен один из крупнейших резервуарных парков США. Исторически нефть приходила с побережья Мексиканского залива в центр страны, туда же приходила нефть с месторождений Техаса и шла дальше, к центрам нефтепереработки. С ростом добычи сланцевой нефти часть трубопроводов была развернута в сторону побережья, но в целом транспортная инфраструктура вокруг Кушинга по-прежнему рассчитана скорее на ввоз, чем на вывоз нефти.
Со временем нефть стала важным биржевым товаром не только для компаний нефтяной отрасли. Современные принципы финансового менеджмента склоняют компании к управлению риском, в том числе к хеджированию своей зависимости от цен на энергию. Часто этого требуют банки, предоставляющие финансирование, для которых важна предсказуемость денежных потоков заемщика. Зафиксировать цену на конкретный энергетический товар сложно, но поскольку цены на такие товары хорошо коррелируют с ценой на нефть, достаточно сделать это через рынок нефти. Кроме того, многие инвестиционные стратегии тоже начали включать в себя позиции в сырье. Наконец, этот высоколиквидный инструмент открыли для себя спекулянты всех мастей. В итоге среди участников рынка нефти уже давно появилось множество игроков, не заинтересованных