Колокола на пули: как новый фильм Терренса Малика учит принятию смерти
1-го февраля в рамках фестиваля Kinotavr. Special Edition состоится долгожданная российская премьера фильма «Тайная жизнь» американского классика Теренса Малика («Тонкая красная линия», «Древо жизни»). Все фильмы Малика — так или иначе про Бога, и поэтому они редко нравятся атеистам. Однако кинокритик Денис Виленкин считает, что это один из лучших фильм 2019 года.
Австрия, 1939 год. Франц (Аугуст Диль) и Франциска (Валери Пахнер) живут в райском уголке под названием Радегунд. Извилистая сельская местность в горах, небольшое население, простые бытовые заботы, повторяющиеся изо дня в день. Руки, пшеница, белье, коровы. Скоро нацистский режим доберется до глубинки и Франц не станет отвечать на приветствие «Хайль Гитлер», поползут слухи, затем Франца призовут служить, но он откажется и попадет за решетку ждать часа своей казни.
Анализировать этот фильм не преступно и не вероломно, просто немного бессмысленно. Поэтому хочется уйти в иносказания: стихи, ассоциации, живопись. Можно указать пальцем на картины австрийского художника Оскара Малли и в свою очередь увидеть в них маликовскую «Тайную жизнь». Или можно просто тихо любить это кино и никогда, как и главный герой, не отрекаться от своей веры. Фильмы Малика — практически религия, кино-катехизисы (краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов — Forbes Life), совершенная форма современного религиозного сознания в искусстве. И в этом, конечно, нет никакого парадокса. Божественное в его кино не воплощается физически, разве что только штрихами: это может быть святой отец, краешек церкви, обращение к Богу, крест в самом углу комнаты. Но пребывание божественного всегда неизменно в кадре, его транслируют все операторы Малика. По-настоящему сакральной «Тайную жизнь» как и другие фильмы режиссера делает именно перманентное духовное присутствие, «Тайная жизнь» и есть его обитель.