«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы. Зато мы стояли обнявшись на краю света, в Новой Зеландии, на берегу и смотрели на Тихий океан. Все, что у нас было, мы тратили на путешествия. А если денег не хватало, одалживали. Происходило это так: «Хочешь в Америку?» — «Хочу!» Мы занимаем деньги и летим», — рассказывал Валерий Гаркалин.

Наталья Николайчик

Фото: Виктор Горячев

Знаете, мой отец не раз говорил, что я занимаюсь не мужским делом. А когда его не стало, сестра принесла мне целую подборку статей и интервью со мной. Оказалось, что папа втайне собирал их. Такой уж характер, он всегда был очень скупым на похвалы...

— Валерий, а как получилось, что в раннем детстве у вас была другая фамилия, не отцовская?

— Моя первая фамилия Полянский — это девичья фамилия матери. Папа не хотел моего рождения, мама с ним не согласилась, и они из-за этого расстались. До 4—5 лет я рос у бабушки Дуси — Евдокии Полянской, маминой мамы, — в деревне Дюдево под Минском. Помню церковь прямо напротив бабушкиного дома. Помню, как я стоял там и повторял за молящимися женщинами все движения. Они крестились — и я крестился. Они поправляли платки — и я поправлял волосы. Никакого религиозного экстаза я не ощущал, но от всего этого возникало чувство абсолютного счастья... Потом мама вернула отца, они поженились, родилась моя сестра Марина, и меня забрали в Москву. Так я стал Гаркалиным. Мама вспоминала: когда привезли меня в Москву от бабушки, я пел белорусские песни и говорил только по-белорусски.

— В вашем детстве многое было непросто... Вы ведь переболели полиомиелитом...

— Да, я заразился в роддоме этой жуткой болезнью, уничтожающей мышцы, так что нога или рука становятся костью, обтянутой кожей. Но в моем случае разрушительные процессы были остановлены. Именно в тот период изобрели препарат для борьбы с полиомиелитом. И мама приобрела спасительное лекарство. Тогда же меня крестили. Может быть, совпадение, но болезнь тут же отступила. Правда, хромота осталась до сих пор...

Валерий Гаркалин, начало 70-х годов

— К счастью, она не помешала вам стать артистом...

— Зиновий Гердт тоже хромал. Незадолго до смерти он снимался у Сережи Газарова в «Ревизоре», играл смотрителя училищ. И перед съемкой он спросил: «Сережа, я могу позволить себе в моей роли легкую характерность?» — «Конечно, Зиновий Ефимович, вы только скажите, какая характерность, чтобы не было для меня неожиданностью...» — «Я буду немножечко хромать»... Так вот, свою хромоту я тоже считаю характерностью. Другой такой ноги, как у меня, нет.

— Как вы впервые соприкоснулись с миром кино?

— Это тоже произошло в детстве. Переехав в Москву, я снова стал жить возле церкви. Теперь это был Андроников монастырь. Окно комнаты, в которой я делал уроки, выходило прямо на него. Так я потихонечку воцерковлялся, глядя в окно и набираясь красоты... А рядом Яуза, красивейшее место, фантастический ландшафт. Москва же вся была на холмах, на них и строились соборы. А еще там рядом Курский вокзал, и я, как и другие мальчишки, рос шпаной привокзальной. Мы придумывали разные штуки. Например, делали такие деревянные досточки на подшипниках и летом скатывались на них от монастыря с горки вниз. А зимой на тех же досках скатывались без всяких колесиков. Однажды я покатился куда-то не туда, и меня занесло внутрь монастыря. Там я увидел странных людей в черных балахонах. На меня бросилась какая-то женщина, я смертельно испугался. В итоге меня оттуда вывели. И что вы думаете, прошло много лет, я уже в армии служил, и к нам в часть привезли картину «Андрей Рублев» Тарковского. Тут-то я наконец понял, что это было: получается, я попал прямо в гущу съемки той сцены, где Андрей дает обет молчания. Возможно, это был знак, что рано или поздно я ворвусь в кино...

В том районе я жил до восьмого класса. Рядом — ДК Метростроя. Туда я ходил в кружок хорового пения и на танец. Но с хореографией не получилось: моя милая хромота мешала какие-то движения делать, и пришлось расстаться с идеей балетного будущего. Но я активно стал заниматься музыкой, аккордеоном... Еще в ДК Метростроя показывали кино. Мы с сестрой ходили на мультики, а потом я прятался под креслами и оставался на сеанс для взрослых. Так в 13 лет я посмотрел «Мужчину и женщину» — один из лучших фильмов Клода Лелуша. Я-то собирался посмотреть эротику. Кто-то из дворовых друзей рассказал, что в фильме есть откровенные сцены. Но вышло совсем не то, что я задумывал. Я вдруг ощутил магию кино, понял, что вижу что-то необыкновенное... А после восьмого класса мы, к сожалению, переехали. В Щелково, в Подмосковье. Этот городок мне ужасно не нравился — он был окружен заводами и какими-то химическими комбинатами. По утрам висел смог. Но в Щелково оказался прекрасный народный театр. Я много там играл. Меня даже стали узнавать в городке. Ходили на мои спектакли, всем нравилась моя Баба-яга в сказке Шварца «Два клена». Когда через много лет мы общались с Инной Чуриковой на площадке «Ширли-мырли» (она играла мать братьев Кроликовых), смеялись: она вспоминала, что тоже играла Бабу-ягу в московском ТЮЗе, а потом в фильме «Начало».

— Вы несколько лет поступали в театральные вузы Москвы, но получали от ворот поворот.

— Иногда очень жесткий. До сих пор, проходя мимо Щукинского училища, ощущаю ужас и безнадежность. Там я услышал от педагога в комиссии: «Молодой человек, если вы видите на здании вывеску «Театральный институт» — обходите его стороной. У вас нет таланта». После школы я провалился во все театральные вузы. Потом целый год работал на заводе контролером измерительных приборов. У начальника было одно наслаждение и радость — издеваться надо мной. Я должен был три месяца обучаться ремонту манометров, но мне этот срок продлили еще на два месяца, хотя я все знал... Потом на два года забрали в армию... Затем — очередная неудачная попытка поступить. Отец считал, что это ерунда какая-то. Сам он руководил заводским гаражом, вот это было мужское дело. Мама же, видя, как я переживаю из-за провалов, однажды принесла мне вечернюю газету. А там на последней страничке — маленькое объявление о том, что Гнесинское училище и Московский театр кукол проводят набор на отделение актеров театра кукол. Я туда пошел... Очень благодарен моему первому учителю Леониду Абрамовичу Хаиту, он научил меня понимать профессию. Но, признаюсь, первые два года, которые я учился на кукольника, я еще пытался поступать на драму. А потом смирился. По окончании учебы работал в передвижном театре «Люди и куклы», приписанном к Кемеровской филармонии. Потом три года в Театре Образцова. А в 1988-м окончил эстрадное отделение ГИТИСа, и Плучек пригласил меня в Театр сатиры. Тогда мне исполнилось 34 года. Вот такой запутанный путь в драматические артисты у меня вышел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
Почему у женщин после 35 лет возрастает сексуальное желание: объясняет врач-сексолог Почему у женщин после 35 лет возрастает сексуальное желание: объясняет врач-сексолог

Почему пик женской сексуальности происходит в 40 ± 5 лет?

Psychologies
Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера

Зачем Клаудия Хиро наняла киллера для убийства мужа и при чем тут Джо Пеши?

Правила жизни
Путешествие на край пустыни Путешествие на край пустыни

«Правила жизни» вспоминают африканскую экспедицию классика Николая Гумилева

Правила жизни
Восток и запад Восток и запад

Интригующий диалог между древним Китаем и модернистской архитектурой

SALON-Interior
Как советская власть создала новый календарь. Отрывок из книги культуролога Марины Костюхиной Как советская власть создала новый календарь. Отрывок из книги культуролога Марины Костюхиной

Отрывок из исследования о детских советских календарях

СНОБ
Метры культуры и отдыха Метры культуры и отдыха

Почему в дорогих новостройках меньше магазинов и кафе

Деньги
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Аква инкогнита Аква инкогнита

Как вода нарушает правила жидкостей

Вокруг света
Почему нет любви Почему нет любви

Почему одни из нас влюбчивы от природы, а другие по-настоящему ни разу не любили

Лиза
Москвич-полярник Москвич-полярник

По снежным просторам, когда зимой -50, можно путешествовать и на «Москвиче-412»

Отдых в России
Ревень Ревень

Чем полезен ревень и что из него можно приготовить?

Здоровье
6 фильмов-победителей Забайкальского международного кинофестиваля 2024 года 6 фильмов-победителей Забайкальского международного кинофестиваля 2024 года

Кино Забайкальского международного кинофестиваля 2024, которое стоит посмотреть

Psychologies
Окнами в парк Окнами в парк

Квартира с современным эклектичным интерьером с нотками авангарда

Идеи Вашего Дома
Как не сойти с ума от рабочих чатов: 5 важных шагов Как не сойти с ума от рабочих чатов: 5 важных шагов

Почему избыток рабочих чатов может привести к выгоранию

Psychologies
Hyperloop 19 века: как работало удивительное пневматическое метро Альфреда Бича Hyperloop 19 века: как работало удивительное пневматическое метро Альфреда Бича

Кто такой Альфред Бич? Что за пневматическое метро он придумал?

ТехИнсайдер
Автомобиль для императора и министра: чем похожи советская «Чайка» и японка Nissan President Автомобиль для императора и министра: чем похожи советская «Чайка» и японка Nissan President

Сравниваем модель ГАЗ-14 с «японкой» из того же периода истории

ТехИнсайдер
«Ну вот я и в Москве»: коллекция писем писателей (фотоистория) «Ну вот я и в Москве»: коллекция писем писателей (фотоистория)

Небольшая коллекция писем известных людей

Правила жизни
Промоутер Илья Бортнюк: Мне нравятся фестивали, которые вписаны в городскую среду Промоутер Илья Бортнюк: Мне нравятся фестивали, которые вписаны в городскую среду

Промоутер Илья Бортнюк — о музыке в 1990-е и Михаиле Шуфутинском

СНОБ
Деградация рынка: как новые санкции США изменят правила валютных торгов в России Деградация рынка: как новые санкции США изменят правила валютных торгов в России

Российский валютный рынок в целом ждет деградация и возвращение в начало 1990-х

Forbes
Полезная философия! Концепт «антихрупкости»: что это такое и как это применить в жизни Полезная философия! Концепт «антихрупкости»: что это такое и как это применить в жизни

Почему полезно применять концепт «антихрупкости» в реальной жизни

ТехИнсайдер
Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом Я вас не слышу: как защитить здоровье слуха летом

Где поджидают опасности для слуха, если вы на отдыхе, и как с ними справиться?

Правила жизни
Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией Лазеры для будущего: почему эти ровесники ИИ станут ключевой технологией

Следующие стадии технологического прогресса могут быть связаны с лазерами

Forbes
«Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги «Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги

Почему мы так верим в возможность легкого заработка?

Psychologies
Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
«С нами или без нас: Естественная история будущего» «С нами или без нас: Естественная история будущего»

Почему в будущем вороны будут процветать, а овсянки — нет

N+1
Голосок эпохи Голосок эпохи

Стихи и тексты Владимира Бурича

Weekend
Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург

Как и чем живет светский Петербург и почему цель — это путь

РБК
«Когда многие только анализировали ситуацию, мы уже действовали» «Когда многие только анализировали ситуацию, мы уже действовали»

Импортозамещение лекарственных препаратов — один из важнейших трендов

Деньги
Аллергия на солнце. Мифы, факты и способы лечения Аллергия на солнце. Мифы, факты и способы лечения

Что делать, если после загара покрываешься не шоколадным цветом, а сыпью?

Лиза
Открыть в приложении