Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ирина Апексимова. Живу как хочу

После спектакля ко мне подошла женщина: "Мы так переживали за всех ваших героинь... Особенно за "Зимнюю вишню"!" - "Зимняя вишня" - это не я, а Лена Сафонова. - Женщина посмотрела на меня так, будто я ее дурю. Замолчала. - А я Ирина Апексимова - "День рождения Буржуя"..." Она вздрогнула: "Ой, какой ужас!"

Алла Занимонец

На Ирине: пальто Tegin

— Ирина Викторовна... Ирина... Как вам больше нравится?

— Никак не могу привыкнуть к «Ирине Викторовне» — подташнивает даже. Похоже на подобострастное, в стиле «как бы чего не вышло».

— Вы редко даете интервью. Давайте сразу определимся, какие вопросы вас раздражают, чтобы случайно их не задать.

— Если что, скажу: «Раздражает!» Но если серьезно, то я очень не люблю вопросы о личной жизни. Мужчинах, маме-папе... Должно оставаться что-то свое, не вынесенное на рассмотрение посторонних. То, до чего не долетают чужие взгляды, и неважно — добрые они или злые. Да, у меня, конечно, публичная профессия, но это не предполагает публичность личностную. По ролям в кино об актере как о человеке ничего понять нельзя, но в театре — наоборот. Что бы мы ни играли, все и всегда пропускаем через себя.

— Вам самой интересно читать о других известных людях — коллегах, друзьях? Открываете Интернет, а там, к примеру: «Лариса Долина развелась!» Кликнете? Все же Лариса Александровна — ваша троюродная сестра.

— Никогда в жизни! Потому что, как правило, все написанное под подобными заголовками — неправда. Или человек обезумел, раздает глупые интервью и несет, мягко говоря, чушь.

— Постараемся с вами сделать правдивое интервью, где вы — настоящая. Ирина, скажите, когда появилось понимание, что в публичном пространстве не стоит быть распахнутой? Вы ведь пришли в профессию в начале девяностых, когда никто еще не слышал о личных границах и молодые актеры были весьма откровенны. Что-то конкретное заставило «захлопнуться»?

— Я просто никогда не открывалась. Даже когда мне было семнадцать. Вы не найдете ни одного моего интервью, где я рассказываю о своей частной жизни, взаимоотношениях с мужчинами, свадьбах-разводах. Ни одного! Спасибо за это родителям: воспитали в традициях прошлого, когда неприлично делиться со всем миром горем, радостью, страхами, сомнениями.

— Ирина, я очень удивилась тому, что вас назначили директором еще одного театра, причем накануне нового, 2021 года. Уже шесть лет вы возглавляете Театр на Таганке и меньше года — театр «Содружество актеров Таганки». Как вы сами расценили это назначение? Как подарок Санта-Клауса или челлендж?

— Я понимаю, что значит назначение директором в коллектив, который меня не знает, поэтому отношусь к нему как к «подарку». Всегда все можно исправить: в любой день напиши заявление об уходе — и свободен.

— Вопрос «А почему я?» не возник? Что для театров на Таганке Апексимова?

— Не знаю! Могу говорить только о себе. Как творческая единица на культурной карте столицы театр давно не существовал, зато был популярен в судах, прокуратуре и желтой прессе. Горжусь тем, что удалось сделать двадцать два успешных спектакля из двадцати пяти постановок за пять лет. Первый сезон у меня ушел на ремонт и ответы на жалобы.

— Как искать деньги на тот же ремонт? Ходить по спонсорам и торговать лицом?

— Лицо никому не интересно, это не работает. Пока не вышел первый спектакль — «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», на который департамент культуры выделил грант, — со мной никто не разговаривал. Для начала надо было предъявить и труппу, и режиссеров, и новые интересные постановки. Вот когда все это я смогла показать спонсорам, те начали давать деньги.

На Ирине: платье-смокинг Tegin

— В одном из интервью ваша дочь Даша, говоря о назначении вас директором, сказала, что маме «повезло». В чем?

— Думаю, речь о том, что артистка расширила личные горизонты и разобралась в непростых экономических вопросах: федеральных законах, законах о закупках и так далее.

— Вы открыли двери молодым режиссерам, которые стали экспериментировать с разным материалом — от мюзикла до экзистенциальной психологии.

— Да, именно этим Таганка и стала интересна зрителям, особенно молодым.

— А что с труппой? В последнее время худруков и директоров театров все чаще обвиняют в том, что они увольняют всех подряд, особенно пожилых.

— У нас на Таганке осталась прежняя, «старая» труппа. И в «Содружестве» — все на месте. Осенью там запускаем режиссерскую лабораторию «Открытые репетиции».

— Ох, Ирина, не избежите критики и обвинений во вкусовщине!

— Именно поэтому я никогда сама не делаю распределение ролей. Режиссеры смотрят спектакли, актеров и сами же проводят отбор. Иногда кастинги бывают открытыми, когда просто приходит информация: требуется актриса такого-то возраста и такого-то амплуа. На одну роль в этом случае претендует сразу много людей. Мы отправляем на просмотр несколько человек из нашей труппы, но на то, кого в итоге выберут, я никак не влияю. Всего дважды спорила, настаивая на том, чтобы взяли именно этого актера. И не проиграла! Режиссер остался доволен.

— На сайте театра три ветерана сцены — Полицеймако, Трофимов, Смирнов. В одном из своих редких интервью вы говорили, что судьба состарившегося актера страшная: забвение под хештегом «кумир прошлого». Как поступаете со своими старшими коллегами? Если они уже не играют, платите зарплату?

— Их больше, не три. Активно играют Селютина, Трофимов, Смирнов, Сидоренко. Последняя, кстати, недавно присоединилась к играющим актерам — Смирнову и Трофимову. Иногда играет Полицеймако. Остальные не в состоянии работать и в конце концов заслуживают того, чтобы получать зарплату не выходя на сцену.

Несколько лет назад на совещании мэра с руководителями московских театров Николай Николаевич Губенко произнес речь, в которой сказал, что в труппах очень много стариков, которые реально не могут работать — здоровье не позволяет. Уволить их нельзя, поскольку это означало бы обречь на нищету в буквальном смысле слова. Это не самый большой балласт, и если кто-то выходит на сцену хотя бы раз в сезон — большое спасибо за это.

На Ирине: блуза Tegin

— В кино с актерами зрелого возраста — совсем беда. На них не пишут сценариев. Вообще! В театре та же проблема?

— В кино после тридцати лет ты никому не нужен. Активно сниматься я перестала после того, как однажды мне прислали предложение сыграть «маму Зины». У героини даже имени не было!

Я была страшно возмущена. У нас действительно нет сценариев для женщин «сорок плюс», гори они огнем! В отличие от них мужчины в этом возрасте расцветают. Нечего играть, кроме «мамы Зины». Я уже даже не читаю то, что присылают. Да и раньше предложения не радовали — все что-то вроде того, что уже играла в «Дне рождения Буржуя»: роли стерв, убийц, агентов спецслужб. Иногда режиссеры, имен которых я никогда не слышала, предлагают записать самопробы. Это же унизительно! Не буду я этого делать! В моем идеальном мире режиссеру стоит поговорить с актером, потратить на него время и записать его хотя бы на мобильный телефон. Если не знаешь, кто он такой, и не видел его ролей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Семчев: Александр Семчев:

Александр Семчев поделился новостями о своей актерской карьере и жизни

Караван историй
Почему у человека нет хвоста? Ответ генетиков Почему у человека нет хвоста? Ответ генетиков

У человека и человекообразных обезьян нет хвоста. Почему?

Популярная механика
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Чем занимались музыканты АВВА после распада квартета и до сего дня Чем занимались музыканты АВВА после распада квартета и до сего дня

Почти 40 лет музыканты ABBA пребывали в параллельной вселенной

Maxim
Зендея. Нестандартная «золотая девочка» Зендея. Нестандартная «золотая девочка»

Зендея и Том Холланд встречаются. Сенсация! Будто и нет у мира других забот

Караван историй
5 решений для активного отдыха на воде, о которых вы могли не знать 5 решений для активного отдыха на воде, о которых вы могли не знать

Поймайте волну на озере, прокатитесь на велосипеде по морю

Популярная механика
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
«Люди думают, что у тебя какая-то особенная жизнь»: интервью с «мамой Стифлера» «Люди думают, что у тебя какая-то особенная жизнь»: интервью с «мамой Стифлера»

Эксклюзивное интервью с Дженнифер Кулидж, знакомую вам по роли Мамы Стифлера

Cosmopolitan
Эмилия Спивак: «Мне очень везет на мужчин в кадре» Эмилия Спивак: «Мне очень везет на мужчин в кадре»

Эмилия Спивак рассказала о своей актерской карьере

Караван историй
Жизнь в лабиринте: почему в России все еще ждут новых романов Пелевина Жизнь в лабиринте: почему в России все еще ждут новых романов Пелевина

Виктор Пелевин может сыграть роль пророка, но чаще работает психотерапевтом

Forbes
Максим Стоянов: Максим Стоянов:

Интервью со звездой сериала «Шифр» Максимом Стояновым

Коллекция. Караван историй
Как быть с завистью? Как быть с завистью?

Превращаем зависть в мотивацию

Reminder
Валерия Ободзинская: Валерия Ободзинская:

Валерия Ободзинская рассказывает о своем отце Валерии Ободзинском

Караван историй
Синдром чемодана без ручки: 4 дурацкие причины сохранять отношения Синдром чемодана без ручки: 4 дурацкие причины сохранять отношения

А тебе знакомы какие-то из этих оправданий для отношений?

Cosmopolitan
Что мешает вам выучить английский Что мешает вам выучить английский

Редко кому нравилось изучать английский язык в школе

Популярная механика
«Мужа прёт, когда я сплю с другими». Девушка рассказала, как стала сексвайф «Мужа прёт, когда я сплю с другими». Девушка рассказала, как стала сексвайф

Реганн Немецки о том, как она стала сексвайф

Cosmopolitan
Восстановить близость Восстановить близость

Как делить постель после измены партнера?

Psychologies
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Ловушка для родителей Ловушка для родителей

Эмоциональное выгорание родителей – как восстановить баланс?

Здоровье
В поисках магии. Отрывок из книжного сериала «Охотники за книгами» В поисках магии. Отрывок из книжного сериала «Охотники за книгами»

Отрывок из «Охотники за книгами» — в мире, полном опасностей, смотрите в оба

СНОБ
Продукты против старения Продукты против старения

Как с помощью рациона замедлить естественные возрастные изменения?

Лиза
Мой ребенок меня бьет Мой ребенок меня бьет

Что лежит в основе физической агрессии маленького ребенка

Лиза
«Стресс, боль и опиоиды. Об эндорфинах и не только» «Стресс, боль и опиоиды. Об эндорфинах и не только»

Сергей Парин — что такое боль и чем она отличается от других ощущений?

N+1
50 — это новые 30? 50 — это новые 30?

Еще недавно в 50 мы готовились к пенсии, а сегодня — в ожидании новой жизни

Psychologies
Секс из машины Секс из машины

«Титан», невероятный победитель Каннского фестиваля

Weekend
Лионель Месси Лионель Месси

Лионель Месси сегодня на пике формы и уже точно войдет в историю футбола

Maxim
Фильмы-матрешки: смотрим картины о причудливом мире кино Фильмы-матрешки: смотрим картины о причудливом мире кино

Фильмы, внутри которых разворачиваются съемки: от вестерна до трагедии

GQ
Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой Почему космический полет Ричарда Брэнсона мог обернуться катастрофой

Экипаж корабля Брэнсона через минуту после взлета получил сигнал об ошибке

GQ
«Мне легче делать, а не говорить». Интервью с режиссером Кирой Коваленко «Мне легче делать, а не говорить». Интервью с режиссером Кирой Коваленко

Кира Коваленко — о ее происхождении и отношениях с Кавказом

Esquire
10 всеми любимых советских мультфильмов про школу 10 всеми любимых советских мультфильмов про школу

Вспомни смешные и добрые мультфильмы советского детства!

Maxim
Открыть в приложении