«Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера
«Великий скандалист», «последний гений кинематографа» и «главный провокатор» — это все про Ларса фон Триера. Вряд ли можно найти более «грандиозного рок-н-ролльщика» от кино и более обсуждаемого режиссера. Его либо ненавидят и уходят из зала посреди сеанса, либо обожают и пересматривают. Вместе с кинокритиками разбираемся, как начать смотреть его фильмы. Тем более что повод есть — до 19 февраля в кинотеатре «Художественный» проходит ретроспектива фон Триера. Событие помогло подготовить творческое объединение Arthouse, в каталоге которого имеются почти все работы датского режиссера.
Кинематограф Триера в той или иной степени пытается осмыслить жизнь конца XX века и того, что он после себя оставил. Режиссер безжалостно играет со зрителем, который весь фильм пытается ухватиться за любой намек, за любой жест в поисках ответа на вечный вопрос «Что хотел сказать автор?». Но вместо ответа получает если не средний палец, то смешанный набор чувств и шифр, к которому нет ключа.
Так с чего же начать? Двое из четырех критиков предлагают с фильма «Догвилль» (2003). В нем юная Грейс (Николь Кидман), сбежав от гангстеров, находит спасение в маленьком городке. Местные жители взамен на скромные услуги готовы ее укрыть. Но постепенно милый город превращается для девушки в тюрьму.
Алиса Таежная
кинокритик, лектор, автор телеграм-каналов "один раз увидеть" и "Таёжная"
Мне кажется, универсальная точка входа к Триеру — это «Догвилль», самый лаконичный и при этом бескомпромиссный фильм, где автор исследует его любимую тему власти и подчинения, иерархию замкнутых сообществ. Очень часто и, мне кажется, напрасно зрители игнорируют продолжение «Догвилля» — «Мандерлей», радикально неполиткорректное и очень провокационное кино, которое трудно представить себе снятым в наши дни.
Мария Кордюкова
автор CINEMAHOLICS
Мое знакомство с Триером началось с «Догвилля», а у моих друзей в большинстве своем — с «Танцующей в темноте». Поэтому я советую начать с них, чтобы сразу понять, твой это режиссер или нет. «Догвилль» может дать вам общую картину того, что представляет из себя Триер, и понять, сможете ли вы морально вынести другие его фильмы. Потому что, если начать знакомство с режиссером, скажем, с «Антихриста» (мой любимый фильм у фон Триера, наравне с «Меланхолией»), есть шанс сойти с ума: к такому зрелищу все же надо быть немного подготовленным.