«Катар разбил «стеклянный потолок»: директор Института кино в Дохе о том, как меняется положение арабских женщин
Фатма Хассан Аль-Ремайхи, возглавляющая Институт кино в Дохе, входит в список самых влиятельных женщин киноиндустрии по версии Variety. Forbes Woman поговорил с ней о «новой волне» арабского кино и роли женщин в его развитии
Во время XXIV Петербургского международного экономического форума официальная делегация Катара организовала деловую площадку Doha Hall, в рамках которой состоялся кинофестиваль Qatar Film Days. На нем были показаны лучшие игровые и документальные фильмы региона, включая фильмы — номинанты на «Оскар», лауреаты фестивалей в Каннах, Торонто, и Венеции. Все они на разных этапах производства были поддержаны Институтом кино в Дохе (Doha Film Institute). Forbes Woman поговорил с его директором Фатмой Хассан Аль-Ремайхи о роли женщин в развитии Катара и арабского кинематографа.
— В этом году, несмотря на все трудности пандемии, Катар подготовил масштабную культурную программу на ПМЭФ. Почему для Института кино в Дохе, который вы возглавляете, важно знакомить с катарскими фильмами российскую публику?
— ПМЭФ-2021 проводится в очень важное время, когда все более актуально укрепление позитивного диалога между культурами и сообществами. Более года мир вынужден был существовать в виртуальном режиме с минимальным социальным взаимодействием, потому что нашим приоритетом была борьба с пандемией. По мере того как мы вступаем в новую реальность, становится важным восстановить личные связи и укрепить ткань искусства и культуры, объединяющую людей. Qatar Film Days Festival (Фестиваль «Катарские дни кино») стал платформой для содержательного культурного диалога, который вдохновляет и укрепляет связи между странами.
Для нас взаимодействие с российской аудиторией через кино не новость. Подобный опыт уже был: в 2018 году мы демонстрировали российские и катарские фильмы в обеих странах в рамках перекрестного Года культуры России и Катара, приглашали известных российских режиссеров, таких как Александр Сокуров и Андрей Звягинцев, в качестве почетных спикеров на наш ежегодный киноинкубатор в Кумре. Мы считаем, что таким образом способствуем более глубокому пониманию культурной самобытности Катара и арабского региона в целом и знакомим с нашими историями более широкую аудиторию.
В этом году на фестивале мы представили 14 фильмов, которые на разных этапах производства поддерживаются Институтом кино в Дохе. Не могу выделить какой-то один фильм из программы — каждый по-своему особенный. Например, действие фильма открытия Gaza Mon Amour («Газа, любовь моя», режиссеры Тарзан и Араб Нассер, фильм стал победителем премии NETPAC за лучший азиатский фильм на международном кинофестивале в Торонто, а также был выдвинут на «Оскар» от Палестины. — Forbes Woman) происходит в Палестине, об этом регионе сегодня много говорят в новостях из-за ужасного насилия, которое совершается над людьми. Фильм закрытия Notturno («Ночное», режиссер Джанфранко Рози, фильм стал трехкратным лауреатом Венецианского кинофестиваля в 2020 году. — Forbes Woman) рассказывает истории людей, живущих вблизи боевых зон на Ближнем Востоке, — это тема, которую тоже важно обсудить сегодня. Программа «Сделано в Катаре» показывает культуру нашей страны глазами молодых талантов, что способствует взаимопониманию и солидарности.
— Вы директор Института кино в Дохеи отвечаете за тенденции в киноиндустрии вашей страны. Сталкиваетесь ли вы на этом посту с какими-либо трудностями, будучи женщиной?
— В арабском мире, откуда я родом, мы стремимся разрушить внешние стереотипы и заблуждения о силе и возможностях женщин, а также их влиянии и роли в построении нации. Общество в Катаре переживает значительные изменения, связанные с пониманием важности женской точки зрения. Нам повезло, что у нас есть нация и руководство, которые поддерживают нас на нашем пути. Мы можем сами создавать возможности для развития и на равных участвовать в формировании будущего нашего мира.