Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историйИстория

За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву (равно как и наоборот) - любимое русское занятие еще со времен Радищева. Вот почему в легендарном экспрессе "Красная стрела", уже девяносто лет курсирующем между двумя столицами, всегда аншлаг...

Нина Белова

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков

...В начале лета 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 ч. 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между городами экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость — 70 километров в час. На отдельных перегонах она дойдет до 100 километров в час».

Организовать между столицами регулярные рейсы быстрых и комфортных составов для поездок партийных и государственных чиновников распорядился лично Сталин — вождь самолетами не летал и другим не советовал...

Нарком путей сообщения Моисей Рухимович с энтузиазмом взялся за дело. Для нового поезда отобрали деревянные, еще царские вагоны, украсив их черным мореным дубом, бронзовыми канделябрами и хрусталем. В составе насчитывалось семь жестких купейных вагонов, три мягких и один спальный с двухместными купе. В нем сняли верхние полки, а на их место повесили зеркала и светильники.

Новый поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Каким он еще мог быть в «красной» стране? Название на вагонах писали на двух языках — русском и английском. Однако на старом плакате начала тридцатых годов поезд изображен синим. Объясняется это тем, что еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны были быть непременно синими. Цветовая палитра изменилась только в 1962 году — состав приобрел красивый темно-красный оттенок.

Поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Однако на плакате начала тридцатых годов он синий. Еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны быть непременно синими. Темно-красным экспресс стал в 1962-м. Отправление первого состава после снятия блокады — 20 марта 1944 года. Фото: архив РЖД

Итак, в свой первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с девятого на десятое июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 01:30 ночи и прибыл в Москву в 11:20, он мчался с рекордной по тем временам скоростью (в среднем 69,8 километра в час).

Тянуть составы «Красной стрелы» ставили самые современные локомотивы. В 1937-м появился знаменитый «Иосиф Сталин» — самый мощный в мире паровоз Ворошиловградского паровозостроительного завода. Год спустя в Коломне выпустили два опытных пассажирских локомотива типа 2-3-2К. Стальные красавцы представляли собой фантастическое зрелище: современному пассажиру они напомнили бы знаменитые шлемы героев культовой саги «Звездные войны» — для снижения сопротивления воздуха локомотивы были покрыты обтекаемыми футуристическими кожухами, что позволило им развивать скорость до 160 километров в час.

В тридцатые и сороковые годы «Красная стрела» возила важных персон: главным образом крупных советских и партийных чиновников. И не было большего символа советской исключительности и престижности, чем поездка на этом статусном поезде. Среди пассажиров встречались и высокопоставленные иностранцы. «Вчера ночью министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдвард Бенеш с женой поездом «Красная стрела» выехал в Ленинград», — в газетах предвоенных лет часто мелькали подобные сообщения. Говорили, будто сам товарищ Сталин ездил в Ленинград именно на новом экспрессе. В действительности же вождь путешествовал спецсоставом, но «Красную стрелу» осмотрел и остался доволен.

Поезд и впрямь словно сошел со страниц каталога лучших железнодорожных экспрессов того времени: мягкие салоны с приглушенным светом, крахмальное белье, шелковые занавески на окнах, ковровые дорожки... Вышколенный персонал в униформе разносил не только чай, но и горячие обеды из нескольких поездных буфетов. Со временем в фирменном экспрессе появился и первый вагон-ресторан. В Наркомате путей сообщения даже придумали особое меню для пассажиров-иностранцев с традиционными русскими блюдами — солянкой, блинами, квасом, от которых те приходили в неописуемый восторг.

Особым шиком стал телефонный переговорный пункт, оборудованный в одном из вагонов. На больших остановках — в Бологом, Окуловке и Малой Вишере — прямо из поезда можно было позвонить в любой город Советского Союза и европейские столицы. И что уж совсем экзотично — при необходимости связаться с Кремлем, а также отправить радиограмму практически в любую точку мира.

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков; стиль: Светлана Румянцева; визаж: Марина Ладычук; на Ирине платье M.Reason, босоножки Jimmy Choo

К весне 1938-го весь 650-километровый путь между столицами был полностью реконструирован. Поезда пошли по более тяжелым рельсам, уложенным на щебеночный балласт. Пассажирские составы покрывали расстояние между Ленинградом и Москвой за двенадцать часов, экспресс долетал за десять. «Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом — по нему сверяли часы. Железнодорожники строго следили за расписанием и делали все, чтобы в любой, даже форс-мажорной ситуации экспресс всегда приходил вовремя.

Десять лет «Красная стрела» курсировала между двумя столицами. Утром двадцать второго июня 1941 года очередной поезд прибыл из Москвы в Ленинград точно по расписанию. Но оказалось, что уже пять с половиной часов идет война. Стремясь уберечь уникальный состав от бомбежек, его надежно укрыли в бывшем Императорском павильоне у Витебского вокзала.

Когда после окончательного прорыва блокады «Красную стрелу» вывели из депо, выяснилось, что за время вынужденного простоя вагоны существенно пострадали — металлические части покрылись ржавчиной, деревянная обшивка местами отсырела, с нее сошла краска, на тканях появилась плесень. Инженер ремонтной бригады вспоминал: «Поезд походил на доисторическое животное, которое только что извлекли из-под земли. Страшно было подумать о том, что надо сделать для возвращения ему первозданного вида». Но ленинградские железнодорожники смогли довольно быстро восстановить первоначальный вид «Стрелы». Правда, часть вагонов в целях маскировки перекрасили в защитный белый цвет, а к хвосту поезда прицепили бронированную платформу с зенитными пулеметами — еще существовала угроза вражеских налетов. Достали и спрятанное имущество — постельное белье, одеяла, занавески, ковры и даже хрустальные графинчики, каким-то чудом они не разбились.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась от перрона Московского вокзала двадцатого марта 1944 года. Проводники в белых фирменных перчатках и аккуратно подогнанной по похудевшим фигурам форме встречали пассажиров возле вагонов. Для ленинградцев это ознаменовало возвращение к мирной жизни, в тот же день даже первую парикмахерскую открыли — здесь, на Московском вокзале. «Красная стрела» окончательно пронзила кольцо немецкой блокады», — написал тогда журналист Давид Ортенберг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику» Анастасия Стоцкая: «Стараюсь из своей жизни исключать любую критику»

Анастасия Стоцкая — о мюзиклах, рок-операх и хейтерах

Караван историй
Препарат от целиакии прошел вторую фазу клинических испытаний Препарат от целиакии прошел вторую фазу клинических испытаний

Он препятствовал разрушению ворсинок кишечника и уменьшал воспаление

N+1
Мирдза Мартинсоне: Мирдза Мартинсоне:

Сегодня Мирдзе Мартинсоне ей остро не хватает только одного - любимой работы

Караван историй
«Невестка украла подарки для моего ребенка»: как зависть стала причиной раскола семьи «Невестка украла подарки для моего ребенка»: как зависть стала причиной раскола семьи

Героиня рассказала, как жизнь её семьи разделилась на «до» и «после»

Psychologies
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
6 жутких документальных фильмов про маньяков 6 жутких документальных фильмов про маньяков

Реальные киноистории о расследованиях серийных убийств и психологии преступников

GQ
Александр Збруев: Александр Збруев:

Александр Збруев знает, наверное, что такое счастье

Караван историй
Утро вечера мудренее: наш мозг решает проблемы, пока мы спим Утро вечера мудренее: наш мозг решает проблемы, пока мы спим

Почему и каким образом мозг ищет решения задач, когда мы отдыхаем?

Psychologies
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Всегда первая! Всегда первая!

Как определить подходящий тебе вид спорта с помощью нумерологии

Лиза
Кэрри-Энн Мосс. В тени Тринити Кэрри-Энн Мосс. В тени Тринити

Она не раз говорила, что с «Матрицей» покончено, и вот — на тебе!

Караван историй
«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма «Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но страна стала клониться к упадку

Дилетант
Анжелика Варум. Свободная Анжелика Варум. Свободная

Анжелика Варум не успела как следует помечтать о замужестве

Коллекция. Караван историй
Тайная суперсила зрения Тайная суперсила зрения

Пять способов повлиять на мозг через глаза

Reminder
Валентина Титова. Понять и простить Валентина Титова. Понять и простить

Любовь — это служение, обожание, долг, долги плачу

Коллекция. Караван историй
Как позаботиться о стопах? 6 упражнений для укрепления мышц Как позаботиться о стопах? 6 упражнений для укрепления мышц

Ортопед — о том, как тренировать стопы и подбирать для них правильную обувь

Reminder
Любимые мужчины Бритни Спирс: Тимберлейк, Фаррелл, Федерлайн, Асгари и другие Любимые мужчины Бритни Спирс: Тимберлейк, Фаррелл, Федерлайн, Асгари и другие

Любовные отношения Бритни Спирс были громкими и даже драматичными

Cosmopolitan
Откровенные фото красавиц-актрис сериала «Полярный»: Шпицы, Зверевой и других Откровенные фото красавиц-актрис сериала «Полярный»: Шпицы, Зверевой и других

Актрисы сериала «Полярный» умело демонстрируют свою сексуальность

Cosmopolitan
Правильно дышать, чтобы похудеть: восточные секреты стройности Правильно дышать, чтобы похудеть: восточные секреты стройности

Как сократить объемы потребляемой пищи за счет регуляции дыхания

Psychologies
Мусорный патернализм Мусорный патернализм

В чем причины пробуксовки мусорной реформы?

Эксперт
Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела

Зачем искать эликсир вечной жизни, если можно оцифровать мозг?

СНОБ
10 необычных Jeep 10 необычных Jeep

За длинную историю марки появлялись очень интересные Jeep

Популярная механика
Российские археологи обнаружили древнейшие в Евразии артефакты из метеоритного железа Российские археологи обнаружили древнейшие в Евразии артефакты из метеоритного железа

Археологи нашли артефакты ямной археологической культуры III тысячелетия до н.э

N+1
Поговорим, брат Поговорим, брат

К открытию памятника принцессе Диане ее сыновья пришли в состоянии ссоры

Tatler
Хроники юрского периода Хроники юрского периода

Как воссоздается облик животных, исчезнувших 65 миллионов лет назад

Вокруг света
10 мужских правил от главного редактора MAXIM 10 мужских правил от главного редактора MAXIM

Грех скрывать эти мужские правила от общественности!

Maxim
Стройные звезды! Секреты похудения Бузовой, Бородиной и других ведущих «Дома-2» Стройные звезды! Секреты похудения Бузовой, Бородиной и других ведущих «Дома-2»

Ведущие «Дома-2» рассказали, как им удается сохранить фигуру стройной

Cosmopolitan
Как уснуть в жару: 10 хитростей Как уснуть в жару: 10 хитростей

Как выспаться жарким летом?

Psychologies
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Вырубка амазонских джунглей обрекла птенцов гарпий на голодную смерть Вырубка амазонских джунглей обрекла птенцов гарпий на голодную смерть

Гарпии не смогли выкормить потомство на участках, где потери леса превысили 50%

N+1
Открыть в приложении