«Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно»

Караван историйКультура

Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь»

«Свет погас, фильм начался. Изображения столь высочайшего качества я не видел больше ни в одном зале. Рэдли не ошибся. Когда картина закончилась, зрители поднялись с мест и зааплодировали мне. Поинтересовался: кто эти люди? Гордон ответил: вот у того два «Оскара», а у этого — один… Сам Лукас позже посмотрел мой фильм отдельно».

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Д. Астрахана

Дмитрий Хананович, два года вы руководите Театром на Трубной. Как видели его будущее, какие задачи решали, когда соглашались его возглавить?

— Я пришел в театр, в котором сложился коллектив с определенными традициями. Там ставили только современные пьесы, что, конечно же, очень сужало актерские и режиссерские возможности. Хороших, ярких современных авторов не так много.

А артист растет в хорошей драматургии. Мне прежде всего хотелось, ничего не поломав, расширить возможности этого театра, сделать репертуар разнообразным. На этой сцене никогда не ставили русскую и западную классику, современные западные пьесы. Теперь репертуар театра составляет бесспорная, опробованная временем драматургия. Так, на нашей афише появились «Красавец мужчина» Островского, «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, «Безумные влюбленные» Лопе де Веги, «Час тишины» Флориана Зеллера, «Семейный шкаф и его обитатели» Орена Сафди, «Мой дом — твой дом» Иана Огилви, «Чужой ребенок» Шкваркина.

В наше время позитивный настрой, свет в конце тоннеля очень важны. Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно, интересно, нескучно. На праздничной природе театра настаивал еще Евгений Багратионович Вахтангов, он считал: если нет праздника, нет и спектакля.

Мне самому всегда было близко сочетание психологического театра с подробной, максимально реалистичной манерой актерского существования с очень острой, иногда гротескной театральной формой. Театр, где главенствует артист, а режиссер, ставя спектакль, через артиста раскрывает идеи, заложенные автором пьесы, через актерскую игру решает художественные задачи. У нас во главе угла не концепция, которую в том или ином виде декларирует режиссер, а живой человек, герой, за которым нам интересно следить: мы хотим переживать, волноваться, сочувствовать ему и через поступки героев понимаем смысл пьесы, спектакля. Нам кажется, на подобный театр есть большой зрительский запрос.

Выполнять такую творческую программу мне помогает Илья Макаров, которого я знаю много лет как прекрасного режиссера, сценариста, продюсера. Вместе мы работали в Театре комедии в Ленинграде, в кино. Мы оба — выходцы из ленинградской театральной школы, оба в свое время окончили ЛГИТМиК, оба ученики Александра Александровича Музиля, ценители режиссуры Георгия Александровича Товстоногова. Мы — последователи определенного направления театра, где во главе угла стоит Автор. Могут быть любые режиссерские приемы для раскрытия смысла, заложенного автором, но... в итоге зритель приходит смотреть на актерскую игру. И умение работать с актером, через его игру открывать для зрителя смыслы, заложенные автором, и есть главное для режиссера.

Это особенно важно для Театра на Трубной, где, по сути, мы имеем небольшую сцену, где достаточно ограниченные постановочные возможности, где главное наше оружие — интересная пронзительная история и актерская игра.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Изыди!», 1991 год. Фото: из архива Д. Астрахана

При этом мы понимаем, как важна зрелищная составляющая для современной постановки — красивые декорации, костюмы. Мы стараемся для каждого спектакля найти свое максимально яркое постановочное решение, экспериментируем с пространством, трансформируя зрительный зал. Мы пригласили работать художника Анастасию Глебову, я ставил с ней «Леди на день» в Театре Российской армии и «Доходное место» в «Ленкоме». Позвали Василия Ложкина — художника с ярким сатирическим взглядом на мир, что было важно для постановки пьесы Зеллера «Час тишины».

Если мы обращаемся к какой-то исторической эпохе, то стараемся максимально в нее погружаться. На нашей сцене яркие, красивые костюмы становятся, по сути, частью декораций. Понимая это, мы привлекли к работе театрального художника Андрея Климова и известного модельера Дмитрия Логинова, которым близка такая точка зрения.

— «Красавец мужчина», «Тетка Чарлея» миллион раз шли на сценах множества театров. Не боялись, что в очередной раз зрители на них просто не пойдут?

— «Красавец мужчина» обычно ставится как водевиль про легковесного альфонса, ловеласа, который пользуется своей красотой, обманывает глупеньких девушек, играет их чувствами, влюбленностью и беззастенчиво на этом наживается.

Когда я начал работать над спектаклем, понимал, что мне необходимо найти новое, современное решение широко известной классической пьесы Островского.

Мне показалось, что, сохранив весь юмор, надо рассмотреть эту историю как драматическую, исследовать человеческое падение главного героя, который проделывает эту аферу в первый раз и, став на этот путь, постепенно на наших глазах теряет человеческий облик и превращается в фигуру страшную, почти зловещую.

Мне хотелось, чтобы Аполлон Евгеньевич Окоемов стал сложным персонажем, узнаваемым, рефлексирующим человеком, который понимает, что он творит, мучается, но жажда денег, хорошей жизни толкает его на этот путь.

Всех героинь тоже хотелось сделать более сложными, драматичными, они тоже осознают, что любимый мужчина их использует, но губительное понятие «любовь» заставляет и их творить безумные вещи.

Драматическую окраску постановке дала итальянская любовная музыка, красивые арии из опер, которые исполняет на сцене оперный певец.

Плюс пришло решение с целой бандой красавцев-мужчин, которые пытаются себя продать состоятельным дамам, как-то устроиться в этой жизни. Наш Аполлон возглавляет эту банду красавцев, он современный альфонс, который мечтает жить богато и ничего не делать, получая от жизни только материальные удовольствия, и ради этого готов на все.

Все это есть у автора, просто нужно было это вытащить с помощью актерского исполнения.

Текст пьесы звучит со сцены в абсолютно оригинальном виде, но есть дополнения. Эти придуманные нами интермедии, которых не было у Островского, прекрасно работают на идею и органично вплетены в спектакль.

«Тетка Чарлея» стала нашей совместной с Ильей Макаровым постановкой. Мы прекрасно понимаем, что спектакли в репертуаре театра должны быть разными. А добиться этого можно только одним: внимательно читать автора, пытаясь вскрыть суть им написанного.

«Тетка Чарлея» отсылает зрителей к Викторианской эпохе. Я смотрел многие фильмы, поставленные по этой пьесе, в том числе «Здравствуйте, я ваша тетя!» с Александром Калягиным. Обнаружил, что все режиссеры все-таки не избежали искушения перенести эту историю во времени. Я не встречал фильмов, где действие разворачивалось бы в викторианские времена.

Дмитрий Астрахан и Александр Абдулов на съемках фильма «Фабрика грез», 2004 год. Фото: из архива Д. Астрахана

История вроде бы очень простая: мужчина переоделся в женщину. В этом заключается комедийный ключ, камертон пьесы. Мировая драматургия знает сотни произведений с подобным сюжетом с переодеваниями. Какие-то канули в прошлое, а «Тетка Чарлея» остается шедевром, она в топе спустя столетия, не уходит из театрального репертуара. Мы задали себе вопрос: почему, в чем же тут дело? В чем ее прелесть? Почему вроде бы простая история про переодевание тем не менее пережила время? И пришел такой ответ: потому что в ней затронута очень важная тема. В Викторианскую эпоху мужчина и женщина не могли оставаться наедине. Юноша и девушка не имели права сидеть рядом и держаться за руки, поэтому вопрос объяснения в любви стоял остро, им было сложно это сделать.

Автор как раз и написал о том, как страшно не объясниться в любви. Если ты вовремя этого не сделал, может порушиться вся твоя жизнь. Человечество знало это во все времена — почти у каждого из нас была ситуация, когда мы совершили или не совершили этот шаг. А потом всю жизнь жалели и сокрушались: почему же я тогда на вечеринке не подошел к девушке, которая мне очень нравилась, почему побоялся? Почему я сидел с ней рядом, разговаривал, но не признался в своих чувствах? Страх быть отвергнутым может разрушить всю жизнь, как случилось с донной Люцией Д’Альвадорес, той самой тетушкой из Бразилии, и полковником Чеснеем, которых играют в разных составах Таня Веденеева, Джульетта Шабанова, Вадим Андреев и Вадим Колганов.

У героев вся жизнь рухнула, потому что они вовремя не объяснились в любви. Оба были несчастны, она прожила свою жизнь, а он — свою. Гениальность автора в том, что он нашел тему, которая пережила столетия и продолжает волновать людей сегодня. Понятно, что спектакль поставлен в комедийной форме, тем не менее зрители должны понимать, про что мы играем эту комедию, над чем смеемся и по поводу чего плачем. Нам важно было сохранить историю в той эпохе, перенос во времени убивал бы главную коллизию. И художник Мария Митрофанова предложила решение декораций в виде английского парка. Андрей Климов показал разные варианты очень красивых костюмов, но в итоге мы пришли к тому, что они должны отражать викторианскую Англию. Тогда все мотивации пьесы работают, тогда понятно, зачем мальчишкам потребовалось переодевать своего товарища-студента в тетку. Во всех фильмах этот момент приходилось оправдывать — Калягин, к примеру, играл бродягу, за которым гонятся полицейские. А мы решили погрузиться во времена, которые описал автор, и получился совершенно оригинальный спектакль.

Когда мы стали работать над «Безумными влюбленными», решили сравнить перевод пьесы Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная» с оригиналом, и неожиданно выяснилось: в оригинале нет части сцен, которые есть в переводе, в переводе их больше, в переводе другой финал. Это стало большим открытием, неожиданностью. Почему? Мотивы могли быть разными. За переводы раньше платили постранично, возможно, переводчик пьесы решил что-то дописать, добавить от себя. Мы заказали новый поэтический перевод, где язык стал более живым, текст получился легким, это было сделано талантливо. Ставить решили в стиле испанского театра Corral de comedias, предполагающего открытое общение со зрителем.

И снова задавались вопросом: про что это пьеса? Понимали: это снова история любви. История, в свое время звучавшая очень новаторски, где женщина в средневековой Испании сама выбирала себе мужа и добивалась его, плела сумасшедшие интриги, чтобы заполучить любимого. Эмансипированная героиня действовала во времени, совсем к тому не располагавшем.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Все будет хорошо», 1995 год. Фото: из архива Д. Астрахана

Эта история, по сути, учебник для девушки, как надо выходить замуж, помня: ваше счастье в ваших руках. Мы подумали, что стоит назвать спектакль «Безумные влюбленные», потому что поступки героев оправдывает только безумная влюбленность. Влюбленный человек впадает в состояние своего рода психического помешательства, это известно. Он способен совершать отчаянные шаги для достижения цели, чтобы найти свое счастье. Таким образом сложилась и эта постановка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Захват власти Захват власти

Национал-социалисты всегда испытывали пиетет перед громкими фразами

Дилетант
Что лучше — пиво или водка Что лучше — пиво или водка

Давайте рассудим противостояние титанов с точки зрения пользы, вреда и вкуса

Maxim
Мобильная лаборатория: проверка на дорогах Мобильная лаборатория: проверка на дорогах

Как устроен диагностический комплекс для мониторинга состояния дорожных покрытий

Наука
Как поменять жизнь, познав себя: 12 архетипов, которые тебе помогут Как поменять жизнь, познав себя: 12 архетипов, которые тебе помогут

Как архетипы помогают познать свою природу и научиться взаимодействовать с миром

VOICE
Электроусилитель руля. Как он работает и чем отличается от гидроусилителя Электроусилитель руля. Как он работает и чем отличается от гидроусилителя

Как электроусилитель руля помогает водителю?

РБК
Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать? Близкие отношения — наша базовая потребность: как их выстраивать и поддерживать?

Почему же нам не хватает таких поверхностных, хоть и частых контактов с другими?

Psychologies
Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи Андрей Шаповалов: К исследованию шаманизма меня привели духи

Андрей Шаповалов о том, почему шаманские ритуалы не такие, как думают обыватели

СНОБ
«Люди — отстой»: Адель объявила о паузе в карьере и усталости от общества «Люди — отстой»: Адель объявила о паузе в карьере и усталости от общества

Почему нам всем порой стоит отдыхать от людей?

Psychologies
Что такое «икигай», или как жить долго Что такое «икигай», или как жить долго

Что стоит за древним искусством «икигай», которое учит жить долго и счастливо

ТехИнсайдер
«Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта «Любовь — это все, что нам нужно?»: история одной клиентки психотерапевта

Как клиенты с помощью психотерапии пытаются справиться с одиночеством?

Psychologies
Что значит на подростковом языке слово «эщкере»? Что значит на подростковом языке слово «эщкере»?

Почему подростки используют сленговые слова?

Psychologies
Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм

Что такое синдром домохозяйки — рассказывает юнгианский психолог

Psychologies
Две жизни Хеди Ламарр Две жизни Хеди Ламарр

Скандальная кинозвезда или женщина, без которой не было бы Bluetooth и Wi-Fi

Вокруг света
От Библии до Хичкока: историк — о том, что скрывают культурные коды От Библии до Хичкока: историк — о том, что скрывают культурные коды

История осознания и становления собой через взаимодействие с мировой культурой

РБК
«Лада Интрига? Нет, не слышал»: 10 смешных, прикольных и просто странных названий, которые могли быть у моделей АвтоВАЗ «Лада Интрига? Нет, не слышал»: 10 смешных, прикольных и просто странных названий, которые могли быть у моделей АвтоВАЗ

Около 30 названий моделей авто, припасенных АвтоВАЗом для себя

ТехИнсайдер
Поэт Владимир Алейников — о Леониде Губанове и 1970-х: Наша эпоха была орфической Поэт Владимир Алейников — о Леониде Губанове и 1970-х: Наша эпоха была орфической

Каким был Леонид Губанов — один из важнейших поэтов советского андеграунда

СНОБ
В химии всегда будет работать правило октета В химии всегда будет работать правило октета

Есть ли место идеям Менделеева в современной науке, живы ли они?

Наука и жизнь
Правила жизни Кена Кизи Правила жизни Кена Кизи

Правила жизни писателя Кена Кизи

Правила жизни
Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги

Можно ли в российских реалиях строить добротные долговечные дороги?

ТехИнсайдер
Все будет сухо. 7 мифов о дезодорантах, в которые пора перестать верить Все будет сухо. 7 мифов о дезодорантах, в которые пора перестать верить

Бытует мнение, что дезодоранты вызывают проблемы со здоровьем. Так ли это?

Лиза
Сам и носи Сам и носи

Александр Цыпкин и не думает защищать независимость мужского гардероба

VOICE
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
О вкусах не спорят, или скованные одной цепью О вкусах не спорят, или скованные одной цепью

На любой органический ресурс обязательно найдётся свой потребитель

Наука и жизнь
Лас-Вегас — Петушки Лас-Вегас — Петушки

Как снять фильм, в котором «пить» рифмуется с «играть»

Weekend
Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные» Наталия Селиверстова: «Олег Павлович Табаков всегда говорил, что нервы у артиста должны быть железные»

Артисты драмы — люди действия. Так нас учили великие педагоги: решил — делай!

Коллекция. Караван историй
Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков

Ученые описали новую систему групп крови. Она получила название MAL

ТехИнсайдер
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

N+1
Оккультизм, сексуальность и заговоры: 5 эзотерических книг из библиотеки Евгения Петросяна и Елены Степаненко Оккультизм, сексуальность и заговоры: 5 эзотерических книг из библиотеки Евгения Петросяна и Елены Степаненко

Книги из коллекции Евгения Петросяна, общей стоимостью в 3 млн рублей

Правила жизни
Открыть в приложении