«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок»

Караван историйРепортаж

Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!»

Беседовала Инна Фомина

Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были многоуважаемые, известные бренды. Молодой компании всегда сложно конкурировать с мэтрами, поэтому мы приняли решение не становиться студией одного бренда, как было со «Смешариками», «Машей и Медведем», «Фиксиками». Чтобы стать заметными на рынке, нам надо было делать сразу пул проектов, свой для каждой целевой аудитории», — рассказывает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).

— Альбина, возглавляемая вами компания «ЯРКО» — молодая, на днях ей исполнилось три года. Но ваши проекты уже хорошо знают миллионы детей, которые смотрят мультсериалы «Спорт Тоша», «Команда МАТЧ», «Дракошия», «Улетная доставка», «Тикабо», «Живой гараж», «Шушумагия». А как бы вы представили свою компанию взрослым — нашим читателям?

— «ЯРКО» — это 1275 минут анимации, 335 миллионов онлайн-просмотров, 15 проектов в портфеле компании, семь из которых уже вышли к зрителю. А еще это 120 сотрудников.

— Чем они все занимаются? Рисуют мультики на компьютере?

— Анимация — это специалисты разных профессий. Начну с производства: у нас есть сценаристы, режиссеры, редакторы, шоураннеры — самые главные на конкретном проекте люди «по творчеству», они связывают сценаристов, режиссеров, художников. Есть разные продюсеры — от креативного всей студии до исполнительного и линейного в каждом сериале. Художники тоже разные: одни разрабатывают персонажей, их одежду, другие отрисовывают фоны, третьи — спецэффекты. Благодаря риггерам у анимационного персонажа все суставы двигаются естественно, как в жизни. А аниматоры все это оживляют.

Но мультфильм мало создать, его надо продвинуть. Этим занимаются пиарщики, дизайнеры, бренд-менеджеры — они делают так, чтобы проект был узнаваемым. Есть технический отдел, коммерческий отдел, который осуществляет дистрибуцию нашего контента на онлайн-платформы и телевидение — в России и за ее пределами. А еще лицензионное агентство, юристы, следящие за соблюдением авторского права, бухгалтерия...

— Как все серьезно!

— Да уж, а кажется, мультик — это такой пустячок...

— Вы создали компанию «ЯРКО» с нуля. С детства мечтали работать в анимации?

— Нет, девочкой мечтала стать стюардессой, мне казалось это чем-то волшебным. А когда уже осознанно подходила к выбору профессии, то от родителей унаследовала убеждение, что образование должно быть техническим. В своем родном Санкт-Петербурге поступила учиться на инженера по автоматизации. Однако на третьем курсе поняла, что это не мое. И пошла получать второе высшее образование по специальности «Управление предприятием». Но все равно, получив диплом, не понимала, куда мне идти. На всех предприятиях, которые увидела, мне было... скучно. Я специализировалась на производстве бумаги, поэтому практику проходила на «Гознаке». Там очень красиво, чистенько, но все как-то медленно, скучно, не драйвово!

Тогда я отправилась «в свободное плавание» и устроилась в компанию, которая выпускала мультсериал «Смешарики» (тогда ей не было и трех лет, а в этом году уже исполнится 21 год). Мне глобально повезло: попала к гениальным людям, которые болели своим делом. Я, молодая девчонка, ощутила драйв, увидела горящие глаза коллег! Тогда мы не имели понятия, что «Смешарики» станут великим проектом, мы просто сидели в офисе 24 на 7 и работали, работали, работали. Вообще, когда попадаешь в «медийку», очень сложно из нее уйти. Потому что ты воочию видишь результат своего труда. Не факт, что я всю жизнь буду заниматься именно анимацией, но то, что у меня уже есть зависимость от визуального результата, — это точно.

— На какую должность вас взяли?

— Секретаря, а потом личного помощника руководителя — и это тоже везение. Потому что мне удалось узнать все ветви развития этого бизнеса. И в конце концов я нашла то, что мне нравилось больше всего: продюсирование (я стала одним из первых продюсеров в современной российской анимации). В «Смешариках» совместно с коллегами запустила несколько проектов — «Монсики», «ДиноСити», «Тима и Тома». Одним словом, прошла отличную школу. Когда решила создать собственную компанию, такие процессы, как запуск проекта, выстраивание графика производства, бюджета мне были хорошо понятны.

— Судя по всему, вы многому научились в «Смешариках». А чего вам не хватало?

— В «Смешариках» творческие, административные отделы и «продажники» работали отдельно. Создавая «ЯРКО», я сразу решила, что люди должны постоянно взаимодействовать. У нас в компании есть традиция смотреть новые серии, которые еще не вышли к зрителю. На просмотр приходят сотрудники разных направлений. Мы вместе обсуждаем, что можно улучшить. Это так здорово, когда разные специалисты видят, что делается в других командах, обмениваются идеями. И когда готова пилотная серия (а делается она долго), мы устраиваем мини-праздник с тортиками в виде персонажей сериала: собираем всю команду, чтобы сотрудники общались друг с другом, видели развитие проекта и знали историю его создания. Чтобы мы работали не проектно, а студийно.

Мастер-класс по созданию сериала «Дракошия» в рамках международной  выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 2024 год. Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

— Альбина, ваша компания создает новую, российскую анимацию. И в советское время выпускалось немало прекрасных мультфильмов. Чем принципиально отличаются российская и советская анимация?

— «Союзмультфильм», который через пару лет отметит свое 90-летие, выпускал потрясающие мультики. Но это была государственная компания, которая полностью дотировалась из бюджета. Поэтому прекрасные художники могли творить, меньше думая о бизнесе. Что тоже классно, но сейчас совсем другое время.

В современных мультиках с их возрастными ограничениями нельзя показать то, что ребенок может повторить себе во вред. Если мальчик или девочка что-то готовят на кухне, рядом должны быть взрослые. А если ребенок на кухне один, то он не должен брать в руки нож, а кашу должен разогреть не на газовой плите, а в СВЧ. И на дерево мультяшный ребенок не должен залезать, он же может упасть и травмироваться. Если для сюжета эти «опасные» действия все-таки необходимы, мы четко показываем, что это все фантазии героя.

— То есть теперь и через высокий забор мультперсонажу нельзя перелезть?!

— Можно, если это не ребенок, а, к примеру, собака, змея или робот. Такие ограничения в детских мультсериалах везде: если ребенок плавает, рядом с ним должны находиться родители, если он едет на велосипеде, на нем должна быть надета каска. Если эти условия не соблюдаются, телеканал или онлайн-платформа не купят такой сериал для показа. Не дай бог, если после просмотра мультика с каким-нибудь ребенком что-нибудь случится, виноваты будем мы, создатели «вредного» контента. Вот и пытаешься маневрировать, чтобы и аудиторию интересной историей привлечь, и контент сделать безопасным...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отдыхаем в горах: куда поехать, даже если вы не катаетесь на лыжах и сноуборде Отдыхаем в горах: куда поехать, даже если вы не катаетесь на лыжах и сноуборде

На курортах можно увлекательно провести время даже без спортивного снаряжения

Караван историй
Овеянные легендами Овеянные легендами

Лучшие туристические объекты страны, включенные в Список всемирного наследия

Лиза
Точка роста Точка роста

Это интервью мы записали с Лянкой Грыу на фестивале «Новое движение»

OK!
«Я люблю свою работу» «Я люблю свою работу»

Факторы корпоративного благополучия в НКО и гипотезы о роли оценки

Позитивные изменения
45 лет апартеида 45 лет апартеида

Что такое апартеид? Как он работал в Южно-Африканском Союзе?

Дилетант
Незабытое поколение Незабытое поколение

В чем смысл и выгода в поддержке старого софта и устройств

РБК
Море без границ Море без границ

Bering Yachts разработала проект моторной суперъяхты Bering B165

Y Magazine
От моря до облака От моря до облака

Как работают подводные кабели и чем грозит их повреждение

РБК
Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка» Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка»

Как надо строить роботов-гладиаторов

ТехИнсайдер
2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия» 2 и 2, то есть в сумме 3 факта или типа того о фильме «Идиократия»

Факты самого гениального фильма о тупости

Maxim
Все по уму: как нейросети меняют представления пользователей о телефонах Все по уму: как нейросети меняют представления пользователей о телефонах

О принципиальных изменениях в функционале смартфонов и о Galaxy AI

Forbes
По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса

Глава из книги «Путешествие на восходе солнца» о японской философии кайдзен

Forbes
Воздушные порталы: где и как обновляют инфраструктуру аэропортов Воздушные порталы: где и как обновляют инфраструктуру аэропортов

Как правительство справляется с обновлением аэропортовой инфраструктуры?

ФедералПресс
Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев Генетики пересчитали время смешения предков современных людей и неандертальцев

Когда произошло смешение предков современных людей с неандертальцами?

N+1
Как выбрать материнскую плату. На какие характеристики обращать внимание Как выбрать материнскую плату. На какие характеристики обращать внимание

Ориентируем в выборе материнской платы — «сердца» компьютера

Цифровой океан
Где в мозге находится компас, который помогает нам не заблудиться Где в мозге находится компас, который помогает нам не заблудиться

Ученые впервые смогли определить местоположение внутреннего нейронного компаса

ТехИнсайдер
7 лучших ролей Любови Аксеновой 7 лучших ролей Любови Аксеновой

Любовь Аксенова: девушка супергероя, избалованная дочь и сбежавшая невеста

Maxim
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
«Мы имеем дело с советским конструктом „народного“» «Мы имеем дело с советским конструктом „народного“»

Светлана Адоньева о праздниках и ритуалах, создающих народ

Weekend
Как понять, что вы встретили своего мужчину: 5 признаков того, что он вам подходит Как понять, что вы встретили своего мужчину: 5 признаков того, что он вам подходит

Как понять, есть ли у вас как пары будущее, а когда лучше расстаться?

Psychologies
Ученые: намного важнее откуда поступает сахар, чем его количество в пище Ученые: намного важнее откуда поступает сахар, чем его количество в пище

Не весь сахар вреден для здоровья! Все зависит от того, откуда он поступает

ТехИнсайдер
10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024 10 городов с самым большим количеством миллиардеров — 2024

Какие мегаполисы стали центрами притяжения для самых богатых людей мира

Forbes
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Идеи для девичника: как провести время с подругами Идеи для девичника: как провести время с подругами

Как организовать девичник так, чтобы он запомнился и понравился всем участникам?

Здоровье
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Старость не радость? Старость не радость?

Человечество стареет. Тенденция отмечается практически во всех странах мира

Наука и Техника
Эволюция смайликов: как выглядели первые эмодзи Эволюция смайликов: как выглядели первые эмодзи

Хотя кажется, что эмодзи является современной функцией, это на самом деле не так

ТехИнсайдер
Как победить эффект «йо-йо» Как победить эффект «йо-йо»

Как спрыгнуть с весовых качелей и, похудев, сохранить результат?

Здоровье
Полезно ли делать «зарядку для глаз» Полезно ли делать «зарядку для глаз»

«Зарядка для глаз» — звучит полезно, но есть ли от неё реальная польза?

ТехИнсайдер
«Когда у тебя много детей, остается сильно меньше времени, чтобы думать о смерти». Интервью с режиссером Николаем Хомерики «Когда у тебя много детей, остается сильно меньше времени, чтобы думать о смерти». Интервью с режиссером Николаем Хомерики

Режиссер Николай Хомерики о сериале «Чистые», Петербурге, кино и смерти

СНОБ
Открыть в приложении