Как зарабатывать больше, чем ты заслуживаешь
А также требовать прибавки к зарплате, получить ее и потребовать еще втрое больше. Обо всем этом в нашем честном/бесчестном самоучителе.
Для начала окинь взглядом рынок труда. Хотя отечественные компании платят существенно больше международных, обычно на высокую зарплату ты можешь претендовать, только поработав в западной фирме и получив опыт реализации проектов, которые хочет внедрить у себя российская компания. Самые привлекательные работодатели, где даже секретари получают 3000—4000 долларов, как правило, перекупают людей именно из западных компаний.
Есть работодатели, сотрудников которых всегда покупают охотно и за большие деньги: это табачные фирмы, Mars, Coca-Cola и другие компании в области FMCG — товаров широкого потребления. Эти компании внедряют у себя лучшие практики, существующие в мире. Если ты имеешь серьезные и долгосрочные планы в отношении карьеры, имеет смысл сперва устроиться в одну из западных компаний.
1-я ступень. Позиционируй себя как узкого специалиста
Чем уже твоя специализация и дольше срок работы в одной области, тем на большую зарплату ты можешь рассчитывать. Если за последний год ты успел побывать менеджером по продвижению, консультантом по продажам и ветеринаром, наниматель не поверит, что ты потрясающий логистик. «Сейчас даже специалист по Excel может получать несколько тысяч долларов в месяц, — уверяет Антон Калабин. — Если он знает эту программу досконально, найдется много компаний, готовых заплатить за консультацию и тренинги».
2-я ступень. Составь резюме
В идеальном мире, чтобы получить достойную должность, тебе было бы достаточно послать главе фирмы письмо со словами: «Примите меня на должность вашего зама, или с вашим котом случится что-то плохое». Но в нашем мире тебе придется вместо этой лаконичной записки посылать резюме. Когда-то, на заре карьеры, ты уже составил одно резюме и теперь рассылаешь его, периодически добавляя новые пункты в послужной список? Неудивительно, что ты так редко получаешь ответ. Наш консультант Антон Калабин советует писать резюме под потенциального работодателя.
«Изучи работу других компаний той же сферы бизнеса, — подсказывает госпожа Шикова. — Компании, как правило, внедряют проекты, аналогичные тем, которые используют конкуренты. Именно на твой опыт в проведении нужных нанимателю проектов и следует упирать в резюме». Если, допустим, все конкуренты потенциального работодателя используют для привлечения клиентов адресную рассылку, напиши резюме, что у тебя имеется опыт ее организации. Не забудь до этого потренироваться на мышах.
Сохраняя стандартную форму (Ф.И.О., образование, опыт работы и прочее), расставь акценты так, чтобы информация о тебе гармонировала с особенностями и нуждами фирмы. Одно только изучение сайта компании даст тебе много ключей к этому. Больше говори о том, что может заинтересовать нанимателя.
Смело завысь (но не сильно) величину зарплаты, которую сулит работодатель. Это будет свидетельствовать о том, что хотя ты и стоишь дороже, но готов рассмотреть и более низкую компенсацию за свои труды. Если руководитель жаден, он захочет получить такого высокооплачиваемого сотрудника за меньшую сумму.
Сыграй на срочной нужде компании в узком специалисте, необходимом для реализации определенного проекта. Узнай, кто именно и для решения каких задач нужен фирме, собери все сведения об организации, постарайся получить инсайдерскую информацию. Проанализируй все и преподай себя как идеально подходящую кандидатуру, какой ты вряд ли являешься. (Этот прием использовал еще Остап Бендер. Помнишь, как он устроился художником на пароход, краем уха услышав, что на борту позарез требуется плакатист?) Когда работодателю нужен специалист, обладающий некими уникальными навыками, ты сможешь легко добиться максимального размера ставки. (Остап, например, кроме оплаты потребовал каюту первого класса, бесплатный стол и место для мальчика-ассистента.) Если это должность топ-менеджера, ты, даже не обладая нужными умениями, продержишься на ней полгода (это средний срок для выяснения, чего стоит специалист на таком посту), а то и год.
Кстати, о сумме, которую ты запрашиваешь, можно судить о твоем профессионализме. Рост заработных плат напоминает гонку вооружения. Большинство компаний стараются перекупить готовых специалистов у конкурентов, при этом такая покупка предполагает повышение базового оклада на 20—30%. А при переходе из западной компании в не очень престижную российскую зарплата может вырасти и в два раза. «Небезызвестная алкогольная компания, покупая топ-менеджеров из лучших западных компаний, поднимала оклады минимум в два раза. Большая часть из них покинула компанию в течение полутора лет. Соответственно, следующим потенциальный работодатель будет вынужден поднять зарплату еще на 15—20 процентов», — объясняет Елена. В результате стартовая зарплата часто зависит от количества позиций, которые сменил сотрудник.