Как российскому стартапу подготовиться к IPO
IPO — это доступ к безграничному ресурсу для развития компании. Полученные финансы станут топливом для выхода на новый уровень роста, конкуренции, глобализированности. Вот несколько советов, которые помогут вам и вашей компании подготовиться к успешному размещению акций.
Плавание начинается в гавани
В идеале подготовку к IPO нужно начинать задолго до запуска формальной процедуры. Важно как можно раньше сформировать правильную стратегию привлечения инвестиций: какие доли ты отдаешь, какие остаются у тебя.
Есть такое неписаное правило: у основателей должен быть пакет акций не менее 25–30%. Иначе они могут потерять мотивацию и вовлеченность в проект, но главное — это вызовет сложности с привлечением средств. Поэтому лучше с самого начала держать в уме перспективу выхода на IPO, даже если она пока где-то на горизонте.
Важно также заранее обеспечить положительные финансовые показатели: EBITDA, юнит-экономику, и т. д. Вы должны продемонстрировать, что бизнес жизнеспособен и уже сейчас либо в обозримой перспективе выходит в стабильный плюс. Из финансовых показателей и планов компании должно быть четко видно, что от IPO выиграет не только основатель («привлек деньги и вышел из бизнеса»), а вообще вся компания.
На восприятие компании и, как следствие, ее оценку, может очень сильно повлиять ее имидж. Поэтому, готовясь к IPO, обязательно нужно оценить свое положение на информационном поле и, если есть возможность, максимально там прокачаться.
Готовьтесь играть вдолгую
Надо иметь в виду, что IPO — долгосрочный процесс. Конечно, сейчас распространена мода на слияние со SPAC (это такие компании-пустышки, которые присутствуют на бирже, хотя на самом деле за ними ничего не стоит). Но если мы говорим про нормальный, эффективный бизнес, а не про «пузыри» и какие-то спекулятивные штуки, то здесь должно быть все подогнано идеально: выстроенная компания, сработавшаяся команда, отлаженные бизнес-процессы.
Если вы претендуете на инвестиции, то должны показать такую структуру, которая эти вложения эффективно «переварит» и даст рост, а не расползется по швам от неготовности к большим объемам. И показатель выручки — ключевой индикатор того, что компания не воздух продает, а действительно может зарабатывать деньги и ее имеет смысл масштабировать.
Хорошим бонусом будут, к примеру, облигационные займы, которые вовремя погашаются, и другие детали, подтверждающие стабильность вашего бизнеса и ответственный подход к управлению им.