Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.Бизнес

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Никита Камитдинов, редактор INC. Анастасия Пожидаева, иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.

«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку

Кирилл Родин
сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.

«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети

Александр
Цыганков
куратор
экологических
проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг

Кто подсаживает российский бизнес на чекапы и физиотерапию

Inc.
Попасть в любовные сети: как Tinder заставляет нас встречаться с теми, кто нам не подходит Попасть в любовные сети: как Tinder заставляет нас встречаться с теми, кто нам не подходит

По какому принципу в Tinder отбираются пары?

Forbes
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
Эндрю Майкл Хёрли: День Дьявола Эндрю Майкл Хёрли: День Дьявола

Отрывок из мистического романа Эндрю Майкла Хёрли

СНОБ
Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе

Бизнес давно использует геймификацию для решения разных задач

Inc.
На уровне Бокюза На уровне Бокюза

Chef a la Russe — всероссийский открытый кулинарный чемпионат среди шеф-поваров

Bones
Своя игра Своя игра

Архитектор Александр Кратович разработал интерьер загородного дома под Минском

SALON-Interior
10 ежедневных странностей нашего мозга 10 ежедневных странностей нашего мозга

Мелкие ошибки мозга случаются ежедневно, и мы даже успеваем к ним привыкнуть

Популярная механика
Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества Здоровый эгоизм: шаг «для себя» и скачок для человечества

Заботиться о своих личных интересах — это нормально

Psychologies
От От

Обойти вниманием эти исторические фильмы просто преступление

Популярная механика
Пора очищать свои социальные сети от старого контента Пора очищать свои социальные сети от старого контента

Природа же очистилась, настала очередь твиттера, инстаграма и фейсбука

GQ
Что такое болезнь Альцгеймера и почему люди заболевают слабоумием Что такое болезнь Альцгеймера и почему люди заболевают слабоумием

Болезнь Альцгеймера — одно из самых распространенных заболеваний на Земле

Популярная механика
«Если проиграете, можете просто выпить»: способы инвестиций в вино, доходность и риски «Если проиграете, можете просто выпить»: способы инвестиций в вино, доходность и риски

Преимущества и недостатки вина как объекта инвестирования

VC.RU
Как убедиться в том, что вы не расист, и начать бороться с дискриминацией Как убедиться в том, что вы не расист, и начать бороться с дискриминацией

Пришло время понять, а точно ли вы не расист, и активно бороться с неравенствами

GQ
«Люди на Луне. Главные ответы» «Люди на Луне. Главные ответы»

Был ли достаточно развит технический уровень в 1960-е годы для полета на Луну

N+1
Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование Сериал «Космические войска» – это полнейшее разочарование

Даже не верится, что над проектом «Космические войска» работала команда «Офиса»

GQ
Вот это вещь! Вот это вещь!

Вспомним, чем мы пользовались в 1995-м – дома, на кухне и на работе

Лиза
Гроза в никуда Гроза в никуда

На интернет-платформе ТНТ Premier вышел фильм Константинопольского «Гроза»

Огонёк
Приговор короткий Приговор короткий

Что мешало чекистам пропускать дела через суд

Огонёк
Новая программа находит родственные участки геномов разных животных Новая программа находит родственные участки геномов разных животных

Инструменты, которые помогают выяснить, насколько два вида близки друг к другу

Популярная механика
Генпродюсер компании «Рики» Илья Попов создал культовых «Смешариков» и сделал Петербург столицей российской анимации. Генпродюсер компании «Рики» Илья Попов создал культовых «Смешариков» и сделал Петербург столицей российской анимации.

Чтобы создавать успешную анимацию — нельзя выходить из детства

Собака.ru
Американская летающая тарелка 1959 года Американская летающая тарелка 1959 года

В XX веке американские военные мечтали построить свою летающую тарелку

Популярная механика
Профили на портретах со временем сместились назад Профили на портретах со временем сместились назад

На большинстве портретов пространства перед персонажем больше, чем за ним

N+1
«Википедия», Zoom и другие предсказания Стругацких, которые сбылись «Википедия», Zoom и другие предсказания Стругацких, которые сбылись

Самые удивительные пророчества Аркадия и Бориса Стругацких

РБК
Обратная сторона Lou Обратная сторона Lou

Певица Лу Дуайон на карантине открыла в себе новые таланты

Vogue
Юлия Каплина: «Мы знаем, что китайская сборная находится на спортивной базе с самого начала эпидемии» Юлия Каплина: «Мы знаем, что китайская сборная находится на спортивной базе с самого начала эпидемии»

Рекордсменка мира в скалолазании – о неравенстве, которое переживают спортсмены

GQ
Как избавиться от пуха на голове раз и навсегда: 7 полезных советов по уходу Как избавиться от пуха на голове раз и навсегда: 7 полезных советов по уходу

Делимся с тобой способом, как справиться с пушистыми волосами

Cosmopolitan
Как женщины в России используют краудфандинг и почему преуспевают в нем больше мужчин Как женщины в России используют краудфандинг и почему преуспевают в нем больше мужчин

Как менялся краудфандинг в России за последние 8 ле

Forbes
Наши шесть соток Наши шесть соток

Герои «Татлера» оценили спасительную сень родных яблонь, вишен и калин

Tatler
«Если ребенок — наркоман». Советы матерям «Если ребенок — наркоман». Советы матерям

Что делать матери, если ее взрослый ребенок — наркоман или алкоголик?

Psychologies
Открыть в приложении