Как два сибиряка придумали робота-репетитора по английскому языку и привлекли $5 млн
Друзья Иван Крюков и Дмитрий Плотников из Красноярска вместе работали в стартапе Cubic AI, одном из первых производителей умных колонок. После продажи части его технологии «Яндексу» партнеры решили найти новое применение голосовому помощнику — и обратили внимание на сферу образования. С 2017 года они развивают в США виртуального репетитора английского языка Buddy.ai. За это время стартап привлек $5 млн от фондов и бизнес-ангелов. За девять месяцев 2022-го он принес основателям $2,5 млн выручки
«У меня даже электромурашки пробежали!» — восклицает мультяшный робот Buddy и предлагает выбрать тему для следующего приключения. Возникает впечатление, что перед вами детская онлайн-игра, где персонаж поддерживает иллюзию диалога с пользователем. Но это не так — робот Buddy внимательно слушает, что отвечает ребенок на его вопросы. Он не просто веселый мультяшный персонаж — он онлайн-репетитор английского языка.
Мобильное приложение Buddy.ai в 2017 году запустили два друга из Красноярска, Иван Крюков и Дмитрий Плотников. До этого в стартапе Cubic AI они развивали одну из первых умных колонок. Ее аппаратную часть впоследствии приобрел «Яндекс» для разработки своей «Станции». После этого партнеры решили найти новое применение голосовому помощнику — и обратили внимание на сферу детского образования.
С тех пор их стартап привлек суммарно $5 млн от фондов и бизнес-ангелов. Но в 2022 году лишился российских и украинских пользователей и вместе с ними — почти половины выручки. Тем не менее Buddy.ai смог нарастить зарубежные продажи, выйдя на новые рынки. За девять месяцев 2022 года он выручил $2,5 млн — это почти вдвое больше, чем годом ранее.
Как двум друзьям удалось построить бизнес на виртуальном обучении и справиться с кризисом?
Путеводная звезда
Иван Крюков и Дмитрий Плотников познакомились во время учебы в Сибирском федеральном университете. Вскоре после выпуска они стали пробовать себя в бизнесе. Крюков создал свое маркетинговое агентство, а Плотников — студию веб-дизайна.
В 2007 году друзья запустили первый общий проект — сайт «Чокаво» с афишей локальных мероприятий, через который организаторы могли продавать билеты. Стартап зарабатывал на комиссии с их продажи. Но не снискал успеха — несмотря на отсутствие конкурентов, он так и не вышел в прибыль. Основатели признаются, что уделяли сайту недостаточно внимания. К тому же рынок родного Красноярска был небольшим, говорит Плотников: «Я уверен, что, если бы мы запустили его в Москве, он был бы успешным».
До запуска Buddy.ai Плотников успел поработать в найме — дизайнером в студии Артемия Лебедева и в компании «Мегаплан». В 2015 году Крюков пригласил его на позицию продуктового директора в стартап предпринимателя Юрия Бурова Cubic AI, который производил умные колонки. Плотников охотно согласился.
Крюков пришел в Cubic AI в 2013 году — как директор по маркетингу. А в 2014-м получил опцион на долю в несколько процентов в проекте. В том же году часть команды стартапа, включая Крюкова, перебралась в Кремниевую долину. На тот момент у Cubic AI был готов прототип умной колонки. Стартап готовился к запуску производства и продаж.
Планы Cubic AI изменил выход на рынок гигантов в 2015–2016 годах, писал РБК. Amazon выпустила устройство Echo, Google — продукт Google Home с голосовым помощником Assistant. Чтобы не конкурировать с ними, в 2016-м Cubic AI переключился на разработку приложения для управления умным домом. А вскоре сумел продать прототип микрофонной матрицы колонки «Яндексу», рассказывал основатель стартапа РБК. В корпорацию перешла часть команды Cubic AI. Крюков и Плотников же покинули проект, так как не были заинтересованы в развитии приложения для умного дома.
У партнеров в 2016 году появилась другая идея развития технологии голосового помощника. По опыту работы над Cubic AI они знали, что более половины запросов к колонкам делают дети. Поэтому друзья решили создать виртуального ассистента для ребенка. Предполагалось, что он будет отвечать за организацию экранного времени пользователя и рекомендовать ему полезный, одобряемый родителями контент.