Конструктивизм представил миру множество новаторских идей

Правила жизниКультура

Из чего складывается конструктивизм

Записали Екатерина Лаврентьева, куратор выставки «Логос: голос конструктивизма» и Полина Стрельцова, старший куратор центра «Зотов»

98dd14b883ad7d0658126b0d4194222b_ce_2000x1667x0x178.jpg

Конструктивизм представил миру множество новаторских идей: они проявились в архитектуре, дизайне, театре; охватили такие новые для своего времени медиа, как кино и фотография. Сто лет назад небольшая группа художников, утверждавшая ясность содержания и формы, создала одно из самых ярких направлений XX века. Однако конструктивизм едва ли дал практические результаты в том масштабе, который был задуман его авторами.

Конструктивизм представил миру множество новаторских идей: они проявились в архитектуре, дизайне, театре; охватили такие новые для своего времени медиа, как кино и фотография.

Сто лет назад небольшая группа художников, утверждавшая ясность содержания и формы, создала одно из самых ярких направлений XX века. Однако конструктивизм едва ли дал практические результаты в том масштабе, который был задуман его авторами. Они хотели изменить всю предметно-пространственную среду и предложить новый национальный художественный код. Отсюда сложность с однозначным определением самого понятия «конструктивизм». Это стиль? Направление? Философия? Идея?

«Искусство для жизни» или «производственное искусство», декларируемое конструктивистами, неотделимо от «искусства жизни» и самой жизни. Что определенно выводит этот термин за пределы чисто искусствоведческого дискурса. «Производственное искусство» стало для конструктивизма ответом на глобальную задачу переустройства реальности, концептом новой жизни. Что же удалось реализовать?

Что именно впиталось в художественную почву страны и мира, несмотря на десятилетия забвения? И получило продолжение годы спустя?

Дарья Филиппова, генеральный директор центра «Зотов»

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы собрали совместный проект редакции «Правил жизни» и команды центра «Зотов».

Алексей Ган: журнал «Кино-фот», 1922

Фаик Тагиров учился в Казанском архитектурно-художественном институте, в 1925 г. перевелся на полиграфический факультет Вхутемаса в Москве. Позднее на основе расформированного Вхутемаса (после 1927-го — Вхутеин) возникли несколько высших учебных заведений. Среди них — Московский полиграфический институт, где Тагиров преподавал в начале тридцатых, вел созданный им самим курс теории и практики шрифта.

Тагиров родился в семье учителя рисования, черчения и каллиграфии, реформатора татарской письменности, поэтому неудивительно, что он выбрал профессию художника книги. В 1930-е он экспериментировал с типографикой и технологией печати, а в 1960-х создал несколько гарнитур для восточных языков — хинди, корейского и пенджаби.

Обложка сборника «Вхутеин» напечатана в два цвета — красный и синий, с использованием технологии оверпринт. Композиция обложки построена динамично: Тагиров использует плоскости для акцентировки пространства и двух иллюстраций (проекта складного стула и городской застройки). Обложка выглядит новаторски благодаря развернутой от зрителя плоскости условного «планшета», на котором размещен архитектурный проект. Такой прорыв пространства листа не характерен для конструктивистской школы. Скорее всего, он вдохновлен работами Лисицкого и супрематическими композициями Малевича. Интересно, мог ли видеть Тагиров работы голландского дизайнера-графика Пита Цварта? Именно Цварт одним из первых стал работать с оверпринтом, добиваясь элегантности и выразительности на основе ограниченного коли- чества элементов — фотографии, типографики и цветных плашек (красной и синей).

Эль Лисицкий: сборник Владимира Маяковского «Для голоса»

Считается, что именно Лисицкий адаптировал язык супрематизма к полиграфическому дизайну. Но речь идет не только о внешнем сходстве: идентичности живописных плоскостей и плашек, белого фона холста и бумаги. Ключевая идея заключается именно в отношении к пространству условного «листа», ощущении вечного движения (состояния парения), в котором пребывают супрематические формы — или композиционные элементы страницы.

По отношению к книге Лисицкий употребляет глагол «строить». «Сказ про 2 квадрата» — своего рода манифест супрематизма в печатной графике — анонсирован автором как «сказ в шести постройках». Лицо новой книги, по словам Лисицкого, характеризуют не только «взрывной набор и фотомонтаж», но и особое отношение к ее конструкции. Книга перестает быть лишь полиграфической формой, становится пространственным объектом, инструментом для декламации, рупором. «Для голоса» — небольшая книжка, предназначенная для чтеца-декламатора, построена Лисицким на основе принципа, применяемого в телефонных справочниках. Названия стихотворений, зашифрованные в емких супрематических символах, вынесены на правую сторону страницы и видны все одновременно.

«Кинематографический» подход в дизайне книги начинается именно с Лисицкого. Продвигая идею книги как пространственной конструкции, он работает над созданием прежде всего динамического образа; акцентирует внимание на восприятии текстового и визуального контента во времени.

Выработанный Лисицким свободный и лаконичный язык, осмысленный технологически иконструктивно, стал впоследствии основой швейцарской школы графического дизайна, символом модернизма в полиграфии и рекламе. Это оказалось возможным, поскольку Лисицкий предложил не просто стилевое решение, а именнопринцип — систему соотношений элементов, динамическое видение пространства отдельного листа и всей книги в целом. И конечно — артикуляцию текста, которая «должна производить тот же эффект, что голос и жесты оратора».

Соломон Телингатер: Александр Безыменский «Комсомолия», 1928

Соломон Телингатер — уникальная для своего времени фигура. В каталоге его персональной выставки перечислено более семи десятков различных издательств, с которыми Телингатер работал сорок с лишним лет. Многогранный мастер-типограф, он умело адаптировался к актуальным веяниям культуры и искусства, новаторски переосмысливал графические тренды. Вначале его кумирами были Нарбут, Митрохин, Добужинский — он увлечен линией, силуэтом, балансом черного и белого в рисунке. Затем, после случайного знакомства створчеством Лисицкого, становится последователем «взрывного набора и типомонтажа». С 1953 года увлеченно работает надсозданием авторских шрифтов, использует каллиграфические композиции как основной элемент оформления обложки книги.

Типографию он называл своим главным университетом — невпример Лисицкому, считавшему, что задача дизайнера состоит втом, чтобы дать указания наборщику, аавторский надзор инепосредственная работа сматериалом наборной кассы невходят вего полномочия. Долгожданная встреча с Лисицким состоялась в 1927 году. Она привела ксовместному оформлению «Путеводителя поВсесоюзной полиграфической выставке». Оформление книги Безыменского «Комсомолия» — первая масштабная работа Телингатера. Здесь удивительным образом соединились два подхода кдизайну книги. Содной стороны, крупный ренессансный формат и верстка набора практически по канону Ван де Граафа. С другой — артикуляция текста, использование фотомонтажа. Телингатер создает зрительную иерархию восприятия текста, выделяя определенные строки размером и цветом, ставит буквы наквадратные красные плашки. Наклоняет строки, буквально втискивает фотоизображения исхематичные рисунки-пиктограммы между строк, используя их как своего рода иероглифы, уточнения к словам. Таким образом поэма Безыменского приобретает характер визуальной декламации.

Варвара Степанова: обложка методического пособия для библиотек «Вечер книги»

«Мы — вчера художники, сегодня — конструктора. Наше дело сегодня — кружка, половая щетка, сапоги, каталог», — писали Ган, Родченко, Степанова в манифесте Первой рабочей группы конструктивистов в 1922 году. Тогда же Степанова предпринимает первые шаги в театрально-декорационном искусстве: работает над спектаклем «Смерть Тарелкина» (постановка театра Мейерхольда). Родченко и Степанова воспринимают театр как площадку для экспериментов и средство популяризации нового искусства, основная цель которого — реорганизация жизни и быта. Костюмы и декорации становятся демонстрацией конструктивных и утилитарных принципов в дизайне одежды и предметно-бытовой среды.

В 1923–1924 гг. Степанова проектирует спортодежду для Академии коммунистического воспитания (АКВ) — физкультпарады теперь становятся частью любого агитационно-массового действа. Спектакль «Вечер книги» создается как образец постановки, посвященной ликвидации безграмотности и пропаганде революционной литературы.

Центральная декорация на сцене — раскрытая книга, между страниц «спрятаны» герои книг — актеры постановки. Каждый герой — олицетворение того или иного литературного жанра: любовного романа (Мадам Вербицкая), детективной истории (Нат Пинкертон), агитизданий (девушка и юноша в стилизованных костюмах крас- ноармейцев). Степанова разработала типовые рекламные материалы для подобных постановок. Вместе с текстом пьесы и фотографиями спектакля они вошли в брошюру «Вечер книги» — своего рода методическое пособие по организации мероприятий по приобщению публики к культуре чтения.

Композиция обложки построена на основе центральной симметрии — знаковом приеме для рекламы конструктивизма. Ось подчеркнута посредством фотомонтажа — Степанова чередует свой фотопортрет и лицо Виталия Жемчужного, режиссера АКВ. Снимки Степановой иЖемчужного вразных ракурсах были сделаны специально для этого проекта Александром Родченко. Шрифтовые надписи — заглавие брошюры «Вечер книги» и название издательства «Красная новь» — вычерчены по линейке и представляют собой характерный конструктивистский «леттеринг».

В творческом тандеме Родченко и Степановой именно последней принадлежала роль «дирижера информации», как ее называли коллеги. Степанова старалась максимально рационализировать издательское дело, в 1928 — 1930-х гг. она создала макеты около десятка изданий, среди них «Радиослушатель», «Даешь», «Современная архитектура».

Конструктивизм вверстке изданий означает нетолько узнаваемую эстетику, но и функциональный подход к размещению материала. На вечере памяти худож- ницы в 1960 году Василий Катанян вспоминал, как Степановой дали переверстать один из номеров «Комсомольской правды», используя разнообразную акцентировку текста. В итоге оказалось, что в номер могло бы вместиться еще 25–30% материала. Дисциплина и организованность, за которые ратовали конструктивисты, создавали и узнаваемый графический облик, и работали непосредственно на технологичность процесса производства любой вещи.

Фаик Тагиров: обложка сборника «Вхутеин», 1929

Фаик Тагиров учился в Казанском архитектурно-художественном институте, в 1925 г. перевелся на полиграфический факультет Вхутемаса в Москве. Позднее на основе расформированного Вхутемаса (после 1927-го — Вхутеин) возникли несколько высших учебных заведений. Среди них — Московский полиграфический институт, где Тагиров преподавал в начале тридцатых, вел созданный им самим курс теории и практики шрифта.

Тагиров родился в семье учителя рисования, черчения и каллиграфии, реформатора татарской письменности, поэтому неудивительно, что он выбрал профессию художника книги. В 1930-е он экспериментировал с типографикой и технологией печати, а в 1960- х создал несколько гарнитур для восточных языков — хинди, корейского и пенджаби.

Обложка сборника «Вхутеин» напечатана в два цвета — красный и синий, с использованием технологии оверпринт. Композиция обложки построена динамично: Тагиров использует плоскости для акцентировки пространства и двух иллюстраций (про- екта складного стула и городской застройки). Обложка выглядит новаторски благодаря развернутой от зрителя плоскости условного «планшета», на котором размещен архитектурный проект. Такой прорыв пространства листа не характерен для конструктивистской школы. Скорее всего, он вдохновлен работами Лисицкого и супрематическими композициями Малевича. Интересно, мог ли видеть Тагиров работы голландского дизайнера-графика Пита Цварта? Именно Цварт одним из первых стал работать с оверпринтом, добиваясь элегантности и выразительности на основе ограниченного количества элементов — фотографии, типографики и цветных плашек (красной и синей).

Николай Ильин: обложка книги «Умело пользуйся плакатом», 1928

Конструктивисты видели графический дизайн одной из основных сфер самореализации. Типографика по своей сути структурна, иерархична, тесно связана с технологией. Ее свойства созвучны другому технологичному искусству — архитектуре. Неслучайно два знаменитых художника, ставшие талантливыми графическими дизайнерами, получили профессию архитекторов: Эль Лисицкий и Николай Ильин. Последний при этом сочетал в себе творческий подход к дизайну и скрупулезное внимание к особенностям технологического процесса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уйти нельзя простить: что делать, когда узнаешь об измене партнера Уйти нельзя простить: что делать, когда узнаешь об измене партнера

Какие действия предпринять? Стоит ли оставаться, если любимый изменил?

Psychologies
Истинная история Розалинд Франклин сложнее, чем вы думаете Истинная история Розалинд Франклин сложнее, чем вы думаете

Настоящая история несправедливой Нобелевской премии

ТехИнсайдер
Японский посадочный модуль ispace потерпел крушение при посадке на Луну Японский посадочный модуль ispace потерпел крушение при посадке на Луну

Во время сближения с Луной у посадочного модуля ispace закончилось топливо

ТехИнсайдер
Как понять, что ваша работа с психотерапевтом эффективна? Как понять, что ваша работа с психотерапевтом эффективна?

Психотерапевтическая работа длится годами, но как понять, есть ли прогресс?

Psychologies
Где искать ключики от весны? Где искать ключики от весны?

Как выглядят первые вестники долгожданной весны?

Наука и жизнь
Буккальный массаж лица: инструкция, противопоказания и советы экспертов Буккальный массаж лица: инструкция, противопоказания и советы экспертов

Буккальный массаж лица: как он работает?

РБК
Огромный орган из-за инцеста? Удивительная история человека с самым длинным носом! Огромный орган из-за инцеста? Удивительная история человека с самым длинным носом!

В 18 веке один цирковой артист поражал жителей Англии своим огромным органом

ТехИнсайдер
Цена монархии Цена монархии

Как дорого короли обходятся подданным

Деньги
Квартира философа Квартира философа

Панорамный интерьер с ощущением уюта и уединения

SALON-Interior
Для оптимизма, интеллекта и спокойствия: какая еда улучшит работу мозга — советы диетологов Для оптимизма, интеллекта и спокойствия: какая еда улучшит работу мозга — советы диетологов

Какие питательные вещества самые важные для мозга?

Psychologies
«В теории вероятностей он совершал крупные открытия каждые два года» «В теории вероятностей он совершал крупные открытия каждые два года»

120 лет со дня рождения Андрея Колмогорова, одного из величайших ученых

Наука
Отпусти и забудь Отпусти и забудь

Как «сжигать мосты» и не жалеть об этом

Лиза
Как наладить сексуальную жизнь после рождения ребенка: 5 советов новоиспеченным родителям Как наладить сексуальную жизнь после рождения ребенка: 5 советов новоиспеченным родителям

Как побороть кризис интимной жизни после рождения ребенка? Несколько советов

Psychologies
Пиявки семидесятой широты Пиявки семидесятой широты

Что заставляет арктических червей темнеть

Наука
«Вы не одиноки»: 20 напоминаний тем, кто решил сдаться, — вдохновитесь идти вперед «Вы не одиноки»: 20 напоминаний тем, кто решил сдаться, — вдохновитесь идти вперед

Если вы приготовились окончательно опустить руки, советуем прочитать этот список

Psychologies
Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль

История странноватого внедорожника Toyota FJ Cruiser

4x4 Club
15 лучших сериалов с черным юмором 15 лучших сериалов с черным юмором

В этих сериалах есть все, что мы любим: циничные шутки и кощунственные сюжеты

Maxim
Как помыть окна без разводов: запомните эту формулу быстрой уборки Как помыть окна без разводов: запомните эту формулу быстрой уборки

Начните ежегодную весеннюю уборку квартиры с чистки окон

ТехИнсайдер
Правда ли, что для формирования привычки нужен 21 день? Вот что говорит современная наука Правда ли, что для формирования привычки нужен 21 день? Вот что говорит современная наука

Возможно ли за три недели приучить себя к полезному?

Вокруг света
Адаптация к потеплению: что не так с современной климатической повесткой Адаптация к потеплению: что не так с современной климатической повесткой

Предотвращение глобального потепления: «сначала маску на себя, потом на ребенка»

Forbes
Все, что важно знать о кори и прививке от нее Все, что важно знать о кори и прививке от нее

Что нужно знать о кори и как защитить себя и своих близких во время вспышек кори

РБК
Cамый лучший фильм в истории человечества Cамый лучший фильм в истории человечества

Используя все доступные знания, вычисляем кандидата на звание лучшего фильма

Maxim
Как бороться с отёками Как бороться с отёками

Как распознать нарушения лимфотока?

Здоровье
Ретроградный Меркурий: что это значит — 4 главных вопроса психологам Ретроградный Меркурий: что это значит — 4 главных вопроса психологам

О том, почему феномен ретроградного Меркурия стал таким популярным

Psychologies
«Для твоего же блага!»: чем опасна навязчивая любовь — размышления психолога «Для твоего же блага!»: чем опасна навязчивая любовь — размышления психолога

Перед тем, как «причинять добро» близкому, неплохо выяснить, что для него любовь

Psychologies
Простой секрет роскошных волос: почему тебе нужен пилинг кожи головы Простой секрет роскошных волос: почему тебе нужен пилинг кожи головы

От чего зависят здоровье и скорость роста волос? Верно, от состояния кожи головы

VOICE
Как снизить сахар в крови: несколько простых шагов, которые помогут почувствовать себя лучше Как снизить сахар в крови: несколько простых шагов, которые помогут почувствовать себя лучше

Рассказываем, как понизить уровень сахара в крови самостоятельно

ТехИнсайдер
Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить

Как ездить по дорогам с реверсивным движением и какие ошибки допускают водители?

РБК
Сергей Лазарев: «Надо любить себя больше» Сергей Лазарев: «Надо любить себя больше»

Сергей Лазарев – о недостатках, неудачах, демонах, и о том, чем заедает стресс

VOICE
Cоцсети негативно сказываются на психике и кошельке человека? Еще как! Объяснение эксперта Cоцсети негативно сказываются на психике и кошельке человека? Еще как! Объяснение эксперта

Как постоянное влияние медиа меняет поведение людей

ТехИнсайдер
Открыть в приложении