История одного здания: Северный речной вокзал
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/vmr81fir.jpg?v=2&temp_url_sig=jTpISuZjsYrwaAxoUU60wg&temp_url_expires=1718729151)
Северный речной вокзал называют одним из лучших примеров сталинского ампира, главным сооружением канала имени Москвы и первым общественным пространством СССР. Здание строили заключенные, поэтому все его чертежи, эскизы и архивные документы много лет были засекречены. Из-за этого возникло много легенд о Северном речном вокзале — звезде с его шпиля, часовом механизме и «комнате особого назначения». Читайте в нашем материале о том, кто проектировал, украшал и реставрировал этот памятник архитектуры.
Главное сооружение канала имени Москвы
В 1930-х годах Москва быстро росла: застраивались новые территории, открывались фабрики и заводы, увеличивалось население. Из-за этого в городе начались проблемы с питьевой и технической водой. Тогда в 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) постановил «коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
Строить канал Москва — Волга (сейчас — канал имени Москвы) начали в 1932 году. Чтобы соединить две реки, потребовалось больше четырех лет. За это время возвели более 200 гидротехнических сооружений, самым крупным из которых стал Северный речной вокзал.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/ieiu5sun.jpg?v=2&temp_url_sig=ps-p6Ctpfqp0t2oInRlefQ&temp_url_expires=1718729151)
Открыли здание в 1937-м, в один год с каналом имени Москвы. Ни один другой советский речной вокзал не был так богато оформлен. Впервые в СССР появилось общественное пространство. Здесь не только продавали билеты на речной транспорт: можно было посетить парикмахерскую, библиотеку, душевую, почту, комнату матери и ребенка.
Спроектировал речной вокзал архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими палаццо, в том числе Дворцом дожей. Северный речной вокзал украсили многочисленными арками с фарфоровыми панно, характерными для итальянских особняков. Их выполнила скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько. Она же украсила колонны главного входа майоликовыми медальонами. На панно Данько изобразила главные стройки тех лет: метро, Днепрогэс, а также новейший транспорт — корабли, дирижабли, поезда.
Северный речной вокзал внешне напоминал пароход: его центральную башню с высоким шпилем сделали похожей на трубу, а три яруса веранд — на палубы. Крыша у здания была плоская. С нее открывался панорамный вид на Химкинское водохранилище и канал имени Москвы.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/wsgdim7b.jpg?v=2&temp_url_sig=8jtrdfZL2f64h28bbNDtug&temp_url_expires=1718729151)
Башню вокзала украшали часы. А 27-метровый шпиль увенчали рубиновой звездой. По задумке архитекторов его оборудовали выдвижным механизмом. Шпиль должен был подниматься и опускаться и служить маяком. Однако за всю историю его поднимали всего трижды: в честь открытия канала, победы в Великой Отечественной войне и к 850-летию Москвы в 1997 году.
Внутреннее помещение вокзала при помощи колонн разделили на три зоны: вестибюль, зал ожидания, ресторан. В вестибюле можно было посмотреть на электрифицированный макет канала Москва — Волга. Зал ожидания украсили фресками по мотивам статей советской конституции. Стены ресторана облицевали искусственным мрамором, который внешне напоминал малахит.
Вокруг вокзала разбили парк, где установили скульптуру Юлии Кун «Водный путь» — один из символов канала имени Москвы. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках.
На набережной рядом с вокзалом открыли два фонтана — «Север» и «Юг», которые символизировали Арктику и Крымское побережье Черного моря. Их спроектировали скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов. Фонтан «Север» украсили фигурами гагар и диких гусей. Чашу в его центре держали белые медведи. А фонтан «Юг» изображал группу дельфинов.
Кремлевская звезда, два архитектора и пропавший часовой механизм
Существует множество легенд о Северном речном вокзале. Они возникли из-за того, что в советское время все документы о здании были засекречены. Проект курировали сотрудники НКВД, а строили вокзал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря Московской области. К тому же многие чертежи и эскизы сооружения потерялись во время Великой Отечественной войны.
Самая известная легенда связана со звездой, которая украшает шпиль. Существует версия, что в 1935–1937 годах это навершие венчало Спасскую башню Кремля. Звезду сделали по эскизам художника Федора Федоровского и украсили уральскими самоцветами. В 1935 году ее установили на башню, а всего через два года решили заменить, потому что полудрагоценные камни от климата быстро тускнели. Для Спасской башни сделали новую звезду из рубина. А старую якобы решили поместить на шпиль Северного речного вокзала.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/xt5lh9ez.jpg?v=2&temp_url_sig=eUpraap6-wLoOuqA7GgnRg&temp_url_expires=1718729151)
На самом деле звезда на здании появилась весной 1937 года. А навершие Спасской башни заменили только спустя несколько месяцев — осенью. Звезды действительно внешне похожи, однако они изготовлены на разных заводах.
Другая легенда гласит, что часовой механизм, который установили в башне, переставили с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. Подтвердить или опровергнуть эту версию нельзя. Документы, в которых содержались сведения о часах, не сохранились. Исчез и сам механизм: кто и когда его демонтировал — неизвестно.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/qali1rxv.jpg?v=2&temp_url_sig=eqUga8ndf3ZWLyzAzyjK6A&temp_url_expires=1718729151)
А еще считается, что в здании был кабинет Иосифа Сталина, или «комната особого назначения». На самом деле это помещение использовали как зал ожидания высокопоставленные советские чиновники и иностранные дипломаты.
Среди авторов Северного речного вокзала часто указывают Владимира Кринского, одного из основоположников архитектурного рационализма. В 1930-х он часто работал вместе с Рухлядевым. Вдвоем они даже проектировали некоторые сооружения канала имени Москвы. Однако ни на одном из чертежей Северного речного вокзала подписи Кринского нет. Поэтому здание стоит считать работой только Алексея Рухлядева.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/je3bz3lq.jpg?v=2&temp_url_sig=GiBT8nBZtZ3MaHT0g6tIyQ&temp_url_expires=1718729151)
Северный речной вокзал после реставрации
В 1960–70-х годах речными перевозками стали пользоваться реже, чем раньше. Северный речной вокзал начал приходить в упадок. Здание обновили к летним Олимпийским играм 1980 года, но решили не реставрировать его, а просто отремонтировать и перекрасить. Из-за этого пострадала первоначальная отделка.
После распада СССР от вокзала и вовсе перестал ходить речной транспорт. В здании расположились многочисленные офисы и магазины. К 2005 году в нем работал только ресторан. В 2010 году закрыли и его.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/mvyfzgt4.jpg?v=2&temp_url_sig=tnWVmMRQMcczpIlC2Fqkmw&temp_url_expires=1718729151)
Реставрировать Северный речной вокзал начали только в 2018 году. Руководил проектом архитектор Константин Беляев. А всего здание восстанавливали более 500 человек. По архивным чертежам и документам они реконструировали утраченные предметы декора, элементы росписи и фарфоровые панно. Со шпиля сняли звезду. Навершие почистили, установили на него выпавшие драгоценные камни. В парке проложили новые дорожки, отреставрировали скульптуры. А на крыше вновь открыли террасу.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/92j1afiq.jpg?v=2&temp_url_sig=My-aa7lpeanzn8gr8LfDXA&temp_url_expires=1718729151)
Проект реставрации Северного речного вокзала получил сразу несколько архитектурных премий: «Золотой диплом» конкурса «Золотой Трезини», награду «Реставрация года» по версии издания The Art Newspaper Russia, бронзовую медаль международного конкурса дизайна A’Design Awards в номинации «Градостроительство и городской дизайн».
В 2020 году Северный речной вокзал открылся для посетителей. В его вестибюле сейчас находится поп-ап-пространство Музея транспорта Москвы. Экспозиция там меняется каждые два месяца.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/tsu/jf5/oa9/ujl9k2xlve8rxfejcwgpc0s/lwcutio2.jpg?v=2&temp_url_sig=HtoJ7tP7JuZt431K8LLNKw&temp_url_expires=1718729151)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl