«Искусственный интеллект и мозг человека»
Книга «Искусственный интеллект и мозг человека» (издательство «Наука») программиста и писателя Владимира Губайловского посвящена исследованиям мозга и его цифровому моделированию. В центре внимания автора оказывается память человека. Как мозг получает и сохраняет информацию? Как накапливаются знания и воспоминания? Оргкомитет премии «Просветитель» включил эту книгу в «длинный список» из 24 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом главы «Наука забывать», в котором рассказывается о феноменальной памяти и о том, почему для эффективной работы мозга человеку необходимо забывать.
Искусство забывать
Все богатство нашей жизни лежит
в памяти, которую мы забыли.
Чезаре Павезе
1
В 1942 году Хорхе Луис Борхес опубликовал рассказ «Фунес – чудо памяти», в котором описал человека со сверхъестественными способностями: «Мы, взглянув на стол, увидим три стакана с вином; Фунес же видел все усики, листики, виноградины, из которых сделано вино. Он помнил форму облаков в южной части неба на рассвете 30 апреля 1882, и он мог сравнить их по памяти и с искусным узором кожаного переплета книги, который он видел только раз, и с воспоминаниями об очертаниях брызг, которые поднял гребец в Рио-Негро во время битвы Квебрахо. Эти воспоминания не были простыми: каждый зрительный образ был связан с мускульными ощущениями, тепловыми ощущениями и т.д. Он мог восстановить все свои мечты и фантазии. Два или три раза он воссоздал целый день».
Тем не менее герой рассказа, разговаривая с Фунесом, приходит к выводу, что такая память – вовсе не самое великое благо: «Не стоит забывать, что Фунес был почти не способен к общим, теоретическим идеям. Ему было трудно понять не столько то, что общее понятие «собака» включает такое множество непохожих экземпляров разного размера и разной формы, сколько он был сбит с толку тем фактом, что собака, видимая в три четверти (если смотреть в профиль), должна иметь то же имя, что и собака, видимая в три пятнадцатых (если смотреть спереди). Его собственное лицо в зеркале, его руки удивляли его каждый раз».
А заключение и вовсе безрадостное: «…я полагаю, что у него не было особенных способностей к мышлению. Думать – значит забыть различия, уметь обобщать, резюмировать. В чрезмерно насыщенном мире Фунеса не было ничего, кроме подробностей, почти соприкасающихся подробностей».
Эти жесткие выводы кажутся несколько странными. Неужели идеальная память – это такой уж недостаток? Я много раз слышал от разных людей жалобы на плохую память, на то, что когда-то прочитанная книга забылась и от нее остались только слабые воспоминания, а ведь она так увлекала. Михаил Эпштейн пишет: «Даже в случае самого внимательного чтения в памяти, как правило, остается некое размытое смысловое пятно, на котором четко выделяются все те же параметры: имя автора, название книги, основные темы и идеи, несколько характерных слов, терминов, выражений». А ведь мы понимаем: то, что удалось запомнить, – это ведь наверняка не все то полезное и важное, что в этой книге есть. Но почти все ушло, стерлось. Как же так? У нас ведь нет времени постоянно перечитывать одни и те же книги. А как часто нам приходится мучительно вспоминать имя человека, которого совершенно точно знаешь, а если он обратится к тебе по имени, – не избежать неловкости. И это, не говоря уже о потерянных где-то дома ключах или начисто забытом пин-коде банковской карточки. Лица, адреса, улицы знакомых городов, дни рождения родных и близких (если социальная сеть не напомнит)... Мы забываем множество важнейших вещей и потом мучительно восстанавливаем забытое.
И вот Борхес говорит: это не главное, главное – способность обобщать. А при идеальной памяти она будет едва ли не целиком парализована.
2
Фунес – персонаж вымышленный. Но люди, обладающие феноменальной памятью, действительно встречаются, хотя и не часто. Таким человеком был Соломон Шерешевский (1892–1958). Одно время он даже работал профессиональным мнемонистом, т.е. демонстрировал свою удивительную способность запоминать.