Рассказываем о выборе, вставшем перед потомками нацистов и военных преступников

ForbesИстория

Грехи наших отцов: как потомки нацистов относятся к своей семейной истории и прошлому

Василий Легейдо

Дети, пережившие Освенцим (Фото Universal Images Group via Getty Images)

Даже через много десятилетий после падения Третьего рейха его наследникам по-прежнему приходится вырабатывать личное отношение к прошлому, преодолевая культуру молчания и и боль от погружения в страшные подробности фамильной биографии. Исследователь истории XX века Василий Легейдо рассказывает о выборе, вставшем перед потомками нацистов и военных преступников: игнорировать неприглядные факты о своих отцах и дедах или разделить семейную ответственность за страдания миллионов.

В годы, последовавшие за окончанием Второй мировой войны и распадом Третьего рейха, тема травматичного прошлого остро вставала не только перед непосредственными участниками тех событий, но и перед их детьми и внуками. Многие потомки жертв и очевидцев Холокоста испытывали те же симптомы посттравматического стрессового расстройства, что и их старшие родственники, хотя выросли и родились уже после геноцида. Свое отношение к преступлениям нацистской Германии пришлось вырабатывать и наследникам с другой стороны — потомкам высокопоставленных членов НСДАП, комендантов концлагерей и прочих пособников режима, ответственных за массовые убийства и другие преступления.

«Чувство вины трудно объяснить, — признался внук коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса Райнер. — Нет никакой причины, почему я должен его испытывать, но оно все равно постоянно присутствует у меня в голове. Мне стыдно за то, что мой дед и моя семья сделали с тысячами других семей. Начинаешь задаваться вопросом: если им пришлось умереть, то почему я жив? Чтобы нести на себе груз этой вины, чтобы пытаться примириться с ним. Это единственная причина, почему я живу: чтобы сделать то, что должен был сделать он».

Райнер Хёсс родился 25 мая 1965 года — больше чем через 18 лет после казни его деда, признанного Верховным национальным трибуналом в Польше виновным в массовых убийствах. Отец Райнера, один из пятерых детей коменданта Освенцима, не соглашался с вердиктом, даже когда масштабы преступлений нацистов раскрылись благодаря многочисленным доказательствам и свидетельским показаниям. Райнеру, резко осуждавшему деятельность деда и идеологию, которой тот служил, из-за разногласий пришлось прекратить общение с родственниками. Те по-прежнему считали Рудольфа жертвой «правосудия победителей» и «посланником мира». Хёсс-млашдший посвятил себя поддержке выживших узников концлагерей и борьбе с отрицателями Холокоста.

Отношение Райнера Хёсса к семейной истории — один из двух основных вариантов реакции потомков нацистов на то, чем занимались их предки. В отличие от него многие другие наследники политических и военных деятелей Третьего рейха не могут смириться с тем, что их близкие люди творили ужасные вещи. Они, как и остальные члены семьи Хёсса, кроме Райнера, впадают в отрицание, идеализируют родственников, что бы ни говорили их жертвы и сообщники, следователи и историки. Именно так всю жизнь пыталась обелить отца Эдда Геринг — дочь рейхсмаршала, министра авиации, одного из организаторов «окончательного решения еврейского вопроса» и официального наследника Гитлера Германа Геринга.

Для родившейся в 1938 году женщины отец навсегда остался щедрым и заботливым человеком, при жизни которого она купалась в роскоши и наслаждалась заботой. Союзников, из-за приближения которых Эдде и ее матери, второй жене Геринга Эмми пришлось в январе 1945-го покинуть огромное имение Каринхалл, она, наоборот, считала жестокими и циничными. Проработав большую часть взрослой жизни медсестрой в больнице, все свободное время она посвящала сбору материалов об отце и общению с пронацистскими организациями, действовавшими в Германии во второй половине XX века.

«Мой отец не был фанатиком, — уверяла Эдда. — По его глазам всегда было видно, что на самом деле он миролюбивый человек. Я очень его любила, а он любил меня».

Автор книги «Дети нацистов» Таня Краснянская рассказывает, как дочь Геринга «отказывалась считать его одним из инициаторов Холокоста и жила затворницей в маленькой квартирке в Мюнхене, которую превратила в музей памяти отца». Журналист Питер Уайден приводит свидетельства о том, как уже в конце 1970-х Эдда организовывала мероприятия, посвященные отцу и Гитлеру, куда приглашала высокопоставленных нацистских офицеров. В 2015-м 76-летняя Геринг подала к парламенту Баварии иск с требованием вернуть ей имущество отца, конфискованное после войны, но получила отказ.

Освенцим: ангар для обуви (Фото Roger Viollet via Getty Images)

Невозможность отделить опыт личного общения с человеком от представлений о его убеждениях и профессиональной деятельности помешал многим потомкам нацистов и других военных преступников рационально осмыслить, какими на самом деле были их отцы и деды. Однако даже те, кому это все-таки удалось, далеко не всегда могли разобраться, как реагировать на то, чем занимались их родственники. Должны ли они разделять ответственность за их преступления? И если да, то не подтверят ли они таким образом установки самих нацистов, ставивших превыше всего генетику и интерпретировавших человека через происхождение? Как можно примириться с самим собой, если собственное существование невыносимо из-за того, что сделал кто-то другой?

Все эти вопросы вынуждают наследников нацистов снова и снова обращаться к прошлому в надежде найти способ нормально существовать в будущем.

Экстремальный выбор: разрыв связей или безотчетная любовь

Одним из самых наглядных примеров разных подходов к примирению потомков нацистов с наследием родителей можно считать документальный фильм британского юриста, активиста и писателя Филиппа Сэндса «Нацистское наследие. Что сделали наши отцы» 2015 года. В нем Сэндс общается с сыновьями двух известных функционеров Третьего рейха: генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка и генерал-губернатора дистриктов Галиция и Краков Отто Вехтера. Большая часть фильма посвящена беседам Сэндса с Никласом Франком и Хорстом Вехтером о том, как они относятся к тому, чем занимались их отцы.

Самого Сэндса с Холокостом тоже связывало кровное родство: его дед был евреем и жил во Львове, а большинство его родственников погибли в гетто и концлагерях. В разговорах героев фильма с потомком жертв их родителей проявились противоположные стратегии преодоления семейного прошлого.

Франк-младший осудил деятельность нацистов так же резко, как Райнер Хёсс, стал журналистом и посвятил преступлениям своей семьи несколько книг. В бумажнике он хранил снимок отца после повешения. На вопрос, для чего он постоянно держит при себе эту фотографию, Никлас ответил: «Потому что мне нравится, что на ней изображено — его труп». Ненависть Франка-младшего к отцу порой достигала абсурда. Таня Краснянская в «Детях нацистов» передавала признание Никласа в том, что в годовщину смерти Франк-старшего он мастурбировал перед его фотографией или представлял, как расчленяет его тело.

«Его подстегивает ненависть к родителям и к тому, что они делали, — говорит про Франка-младшего писатель и исследователь Ноа Берлацкий. — Ненависть, которая, по его собственным словам, коренилась в отвергнутой любви. Его мать никогда не обнимала его и никак не проявляла свои чувства. Об отце он рассказывал, что за время своих исследований неизменно пытался найти хоть один его хороший поступок. Хоть одно доказательство того, что тот хотя бы один раз попытался спасти хотя бы одного человека. Но ничего подобного найти ему не удалось».

Вехтер-младший, наоборот, идеализировал отца. Как и дочь Геринга он отказывался верить, что Отто совершал то, в чем его обвинили: санкционировал массовые убийства и депортации евреев на подконтрольных ему территориях. Хорст утверждал, что его отец был «хорошим нацистом», не разделял «установок, по которым другие расы располагались ниже арийцев» и никогда не позволял себя антисемитских высказываний.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров

Прозрачность криптовалют позволяет трейдерам наживаться на простых людях

Forbes
Слабость после приступов тревоги и панических атак: как себе помочь Слабость после приступов тревоги и панических атак: как себе помочь

Что делать, если тревога пагубно сказывается на физическом состоянии

Psychologies
Что нам стоит дом построить Что нам стоит дом построить

Что можно построить из дерева и почему стоит полюбить этот натуральный материал

AD
Как принять горе и отказаться быть жертвой: 8 мудрых цитат автора книги «Выбор» Эдит Эгер Как принять горе и отказаться быть жертвой: 8 мудрых цитат автора книги «Выбор» Эдит Эгер

Эдит Эгер — как найти опору в себе

Psychologies
Lina Lee Lina Lee

Lina Lee рассказала о пережитой депрессии и дебюте в кино

ЖАРА Magazine
Феномен Эльзы Скиапарелли: что важно знать о главной сопернице Коко Шанель Феномен Эльзы Скиапарелли: что важно знать о главной сопернице Коко Шанель

О создательнице модного дома Эльзе Скиапарелли

СНОБ
Где корочка? Где корочка?

7 ошибок в приготовлении, которые портят жареную картошку

Лиза
Неумелые и растерянные: как реклама создает стереотипы о женщинах Неумелые и растерянные: как реклама создает стереотипы о женщинах

Сексизм в рекламе выражается не только в сексуальной объективации женщин

Forbes
Архитектор Александр Козлов — об облике Москвы, модном и вечном интерьере Архитектор Александр Козлов — об облике Москвы, модном и вечном интерьере

Интервью с Александром Козловом, представителем интерьерной архитектуры

РБК
Вечный поиск: почему только единицы находят призвание Вечный поиск: почему только единицы находят призвание

Почему люди годами не могут найти свое призвание?

Psychologies
Как выбрать для ребенка подходящий кружок или секцию? Отвечает педагог Дима Зицер Как выбрать для ребенка подходящий кружок или секцию? Отвечает педагог Дима Зицер

Какие внешкольные занятия подойдут ребенку?

СНОБ
Сам себе исключение Сам себе исключение

Режиссер Вернер Херцог и его правила работы

Weekend
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Беречь вещи, продлевать им жизнь, реже покупать новые – разумный подход

VOICE
Что такое бессульфатные шампуни и зачем ими пользоваться Что такое бессульфатные шампуни и зачем ими пользоваться

Так ли опасны сульфаты в шампунях и чем их можно заменить

РБК
Мужчины и женщины все меньше отличаются друг от друга: так считают психологи Мужчины и женщины все меньше отличаются друг от друга: так считают психологи

Какие характерные особенности другого пола мы одалживаем?

VOICE
Кто-то. Наверное, ты Кто-то. Наверное, ты

Писательская карьера Степановой – образец своего времени

Правила жизни
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Ход конем Ход конем

Приручение лошади стало первым и важнейшим прорывом в истории человечества

Вокруг света
8 фактов о королеве Елизавете II, в которых она предстает совсем не по-королевски 8 фактов о королеве Елизавете II, в которых она предстает совсем не по-королевски

Факты о королеве Елизавете II, нетипичные для монаршего статуса

Maxim
Дюк Д’Окелюс Дюк Д’Окелюс

Среди работ Вильяма Бруй мозг отключается, ты весь становишься сердцем

Seasons of life
Лекарь Ее Величества: как гастроэнтеролог из Лондона стал личным врачом королевы Лекарь Ее Величества: как гастроэнтеролог из Лондона стал личным врачом королевы

Как появился институт придворных врачей британского королевского дома

Forbes
Елизавета II, автомеханик на престоле Елизавета II, автомеханик на престоле

Королеву Елизавету вспоминает бывший посол РФ в Великобритании

Дилетант
Эти оттенки ужасно старят! 5 осенних цветов, которые добавляют возраст - мнение стилиста Эти оттенки ужасно старят! 5 осенних цветов, которые добавляют возраст - мнение стилиста

Займемся поиском темных колдунов, которые наводят порчу на наш гардероб

VOICE
Темное начало Темное начало

Для Серебрякова важно рассказать историю тем языком, который для нее нужен

Правила жизни
«Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей «Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей

Владимира Усова ловили два года — всё это время он похищал и убивал детей

VOICE
5 причин есть хурму осенью: полезные свойства сезонной ягоды 5 причин есть хурму осенью: полезные свойства сезонной ягоды

Хурма обладает множеством полезных свойств, которых не найти другой ягоде

ТехИнсайдер
Новости медицины Новости медицины

Можно ли перерасти СДВГ, что на обед у твоего ребенка и другие вопросы медицины

Лиза
Призрак монархии: как воспринимали Елизавету II в российском обществе Призрак монархии: как воспринимали Елизавету II в российском обществе

Королева Елизавета II была для россиян самым известным современным монархом

Forbes
Каким было детство Елизаветы II. Отрывок из книги Каким было детство Елизаветы II. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Елизавета и Маргарет. Частная жизнь сестер Виндзор»

СНОБ
Как устроен оргазм и в чем его истинное предназначение Как устроен оргазм и в чем его истинное предназначение

Почему во время оргазма подкашиваются ноги, что у него общего с чиханием?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении