Культурный слой
Так ли далеко новые нормы общения ушли от правил классического этикета и можно ли избежать неловкостей? Разбираемся!
В переведенных на многие языки классических изданиях о нормах сказано немало. И мне сразу вспоминается знаменитый кейс, когда 18-летней Лилиан Эйхлер, копирайтеру американского рекламного агентства, выпускающего «Энциклопедию этикета» Элеоноры Холт, поручили написать анонс. Благодаря тексту Лилиан было продано множество книг! Но большинство из них вернули – из-за несоответствия заманчивого описания неудачному содержанию, оказавшемуся крайне старомодным. Поэтому в 1921 году та же Лилиан выпустила собственную книгу, посвятив ее современному прочтению классических правил. Сборник стоил 1,98 доллара и разлетелся тиражом в два миллиона экземпляров! Автору больше ничего не оставалось, как продолжать писать.
Признаем: со времен Лилиан глобально мало что изменилось. Встречают по-прежнему не всегда по одежке. Не только в Париже сегодня элегантность не разбирается на «материальные» составляющие. Возможный комплимент относится скорее к образу целиком: тут и осанка, и жесты, и выражение лица, и речь, и тембр голоса. И умение представиться и представить, поприветствовать, прикоснуться, скользнуть ароматом мимо щеки в приветствии или правильно пожать руку. Но – элегантность первых светских фраз все же неотделима от выбранного костюма и от высоты каблука. В большинстве случаев ни мужчина, ни женщина не должны выглядеть так, будто только что вышли от портного, модистки или парикмахера. Помним об исключении – выходе white tie. Вот тогда необходим заметный макияж у дам и намеренно созданная, отличная от ежедневной прическа. А мужчинам позволено достать из сейфа драгоценности и вставить их не только в манжеты, но и в петли для пуговиц смокинговой рубашки. Зачем? Так принято. Английские аббревиатуры дресс-кодов не зря не переводятся ни на один язык мира. Переводить бесполезно. Если только ради смеха! Еще про атавизмы – даже в наш дигитальный век остались коллекционеры бумажных приглашений в конвертах. И лучшие мероприятия по-прежнему происходят офлайн, а рукописные именные картонки поддерживают их уровень, хотя на весь Париж и осталось лишь два признанных каллиграфа. Само приглашение – никогда на два лица и никогда «плюс один». Как минимум из соображений безопасности полезно знать, кто придет. Просьба отметить дату в календаре? Да, без фразы «Save the date» не обойтись. Конечно, это сообщение-предвкушение может быть доставлено дигитально. А дальше – только офлайн. Офлайн призываю не путать с off-road. Еще, пожалуй, лист с именами приглашенных, сами заветные конверты и