Тенденции и стратегии винной индустрии в тезисах спикеров Винной ассамблеи

ForbesСтиль жизни

Тренды, стратегии, госрегулирование

Первая Винная ассамблея, приуроченная к объявлению итогов рейтинга Top100Wines.ru, стала местом яркой и содержательной дискуссии о задачах, которые решают российские виноделы, и целях, к которым они стремятся, а также о будущем национального виноделия. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы ключевых спикеров Винной ассамблеи.

Алексей Плотников, исполнительный директор Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России

ФСРО — сообщество виноделов или квазиминистерство? Кто будет определять правила игры?

По какой-то непонятной, необъяснимой для меня причине многие воспринимают ФСРО как некий ЦК КПСС с пухлым альбомом директив, которые будут разбрасывать в регионы. Сам принцип ФСРО иной. Ее функционал сформулирован в 9-й статье Закона «О виноградарстве и виноделии». Там установлен принцип, при котором выработку дополнительных стандартов качества, требований, ограничений по технологиям производства вина и так далее осуществляют региональные комитеты и советы, которые создаются в виноградовинодельческих зонах и, при необходимости, даже в отдельных терруарах. Именно им принадлежит право формулирования этих самых дополнительных требований. Ровно по этому же принципу организовано регулирование в подавляющем большинстве винодельческих стран мира. Поэтому отвечаем на вопрос, не боимся ли мы зарегулировать отрасль: нет, не боимся, потому что мы не являемся чем-то инородным для отрасли, мы состоим из виноградарей и виноделов. На учредительном собрании за создание ФСРО проголосовали виноградари, представляющие в сумме чуть больше 62% от Федерального реестра виноградных насаждений. Мы находимся внутри отрасли, мы не собираемся регулировать ее как-то извне, в отрыве от потребностей. В состав учредителей вошло 109 компаний, которые представляют все без исключения винодельческие регионы страны.

О судьбе уже существующих ЗГУ и ЗНМП: будут ли они пересматриваться?

В категориях «будут — не будут» ответить довольно просто. С очень большой вероятностью будут. Но, во-первых, инициатором такого движения должны быть сами регионы и сами виноделы. Во-вторых, процесс этот совершенно точно не будет носить массового характера, это будет индивидуальная работа с каждой конкретной зоной. Здесь большую роль сыграет не только мнение самих виноградарей и виноделов, но и результаты всестороннего исследования качества вин. Особый упор в оценке качества российских вин планируется делать не только на сложившуюся уже богатую практику органолептических дегустаций в числе региональных дегустационных комиссий, центральной дегустационной комиссии, которую еще предстоит создать, но и на средства объективного лабораторного анализа. Чтобы хотя бы физико-химические параметры вин, производимых в одном регионе, держать в том диапазоне значений, которые согласуют сами виноделы, договорившись, что вот этот диапазон — это и есть наше ЗГУ. Поэтому это совершенно плановая, системная работа, и ее направлением и целью будет рост качества.

Зачем государство поддерживает виноделие?

У этого вопроса есть и экономический, и культурологический, и политический аспекты. Если говорить об экономике, мы можем посмотреть на статистику, какими площадями виноградных насаждений обладала наша страна в советское время, и понять, что потенциал роста у нас есть. И если через 5–10 лет среднестатистический обыватель нашей страны сможет с легкостью назвать два-три своих любимых сорта винограда, вино из которых он предпочитает, это будет совершенно другая страна.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России

Стала ли Россия винодельческой державой?

Я очень хорошо помню, как лет 15 назад я говорил про российское вино, а на меня смотрели удивленно, смеялись, показывали пальцем. Теперь же мы имеем полное право называться винодельческой державой. Мы, как и положено серьезным винодельческим державам, имеем закон о винограде и вине, государственные органы стали уделять этой отрасли достаточно много внимания. И, что самое главное, в отрасль пошли инвестиции. Ежегодный размер государственных субсидий — 2,4 млрд рублей. Плюс еще компенсация ставки по кредитам, деньги, которые идут по программе мелиорации. На круг получится 3 млрд рублей. Но если взглянуть, сколько сегодня бизнес вкладывает в эту отрасль, то получим цифру не менее 20 млрд рублей. Конечно, мы все мечтаем, чтобы вкладывали в разы больше. Вот тогда все закипит. И я абсолютно уверен в перспективах отрасли. Потому что страны с более разнообразными природными условиями, чем Россия, с точки зрения вина в мире нет, если только Соединенные Штаты. Остальные страны очень «специализированные». Не успело солнышко взойти, климат на полградуса изменился, уже во Франции, в Испании кричат: караул, наш виноград весь высох. А в России при любом изменении климата можно переместить зону выращивания винограда в ту или другую сторону. Если посмотреть на Европу, там малейшие заморозки весной — и все, урожая нет. А мы в России выращиваем укрывной виноград в зонах, где зимой бывает минус 28–30 градусов.

Мы к этому привыкли. Наши природно-климатические условия, людские ресурсы, традиции, опыт, знания позволяют производить вина любого стиля, практически повторяя большинство винодельческих регионов мира, при этом имея свои отличительные особенности. И финансовый момент. Если взять один гектар земли, то количество налогов, которое получает государство от виноградника, во много раз превышает количество налогов с любой другой культуры. Поэтому государству это просто выгодно.

И конечно, вино — это часть культуры. Россия должна сохранять и этот кусочек своей культуры. Россия — шестая страна в мире по объему потребления вина, но в то же время пока еще только двенадцатая по объему производства. Если мы взглянем сейчас на полки, то поймем, что полки заняты импортом. Но мере того как мы сейчас будем высаживать все больше и больше винограда, мы будем производить все больше и больше «вина России». И это вино придет на полки, уже занятые импортом, и импорт, безусловно, не захочет эти полки освобождать. И в этом плане очень важна будет роль государства, у которого сегодня очень много рычагов. Для того чтобы побуждать государство это делать, нужен такой сильный игрок, как Федеральная саморегулируемая организация, которая сможет с государством в нужный момент договориться об использовании инструментов господдержки, с помощью которых можно сделать так, чтобы полка освободилась для российского вина. Я абсолютно уверен, что импортное вино в России будет всегда, потому что в России есть гигантский интерес к вину. Мы никогда не оголим полки, и никогда импорт не исчезнет, но соотношение импортного и отечественного будет меняться в зависимости от того, сколько мы будем закладывать виноградников и сколько будем производить российского вина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почти пришла по нужному адресу Почти пришла по нужному адресу

Что ждет холдинг VK и какова его дальнейшая стратегия?

Forbes
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Как бывший консультант McKinsey в 27 лет возглавил сервис «Яндекс.Еда» Как бывший консультант McKinsey в 27 лет возглавил сервис «Яндекс.Еда»

Генеральный директор «Яндекс.Еды» — как ему удалось быстро вырасти в корпорации?

Forbes
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
30 до 30. Социальные практики 30 до 30. Социальные практики

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Социальные практики

Forbes
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Мужчина, позвольте… Мужчина, позвольте…

Как флирт помогает держать себя в тонусе: 5 неочевидных плюсов

Лиза
Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом

Что сейчас на переднем крае «битвы копирайтов»?

Forbes
Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке Из светских салонов — в политику: как женщины решали социальные проблемы в XIX веке

Как идеи, родившиеся в светском салоне, превратились в социальный эксперимент

Forbes
Идеи для девичника: как провести время с подругами Идеи для девичника: как провести время с подругами

Как организовать девичник так, чтобы он запомнился и понравился всем участникам?

Здоровье
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
11 подсказок для общения с пожилыми родителями 11 подсказок для общения с пожилыми родителями

Как выстроить отношения взрослым детям со взрослыми родителями?

Psychologies
Кто я, если не я Кто я, если не я

«Я не киллер»: Ричард Линклейтер о 1990-х и кризисе самоидентификации

Weekend
Кто так строит: как «Дом-2» стал самым известным долгостроем страны Кто так строит: как «Дом-2» стал самым известным долгостроем страны

Самые громкие скандалы, самые важные имена и самые значимые вехи телепроекта

Правила жизни
Открыть в приложении