Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый по размеру активов частный банк

ForbesБизнес

Собрать совком

С помощью друзей и партнеров братья Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый в России по размеру активов частный банк.

Текст Дмитрий Яковенко
Фото Иван Куринной для Forbes

Член наблюдательного совета Совкомбанка Дмитрий Хотимский

Порог роскошного кабинета с видом на небоскребы Москва-Сити переступил высокий человек в яркой оранжевой толстовке. Через несколько минут он с явной неохотой ушел переодеваться — для съемки нужен пиджак. Дмитрий Хотимский вместе с младшим братом Сергеем управляет Совкомбанком, одним из крупнейших в стране, но костюм не носил уже несколько лет. Он больше похож не на банкира, а на погруженного в себя математика. Совкомбанк уверенно чувствует себя в кризис. После того как в 2017 году один за другим отправились на санацию в Фонд консолидации банковского сектора «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк, Совкомбанк с активами на 661 млрд рублей оказался четвертым по размеру частным банком в стране. Хотимские уверены, что практически каждый крах частного банка связан с тем, что акционеры увлекаются кредитованием собственных проектов. В Совкомбанке с этим строго. «Во всем мире, кроме России, есть простая аксиома: выдача кредитов акционерам или подконтрольным им предприятиям — это то же самое, что и дивиденды, — рассуждает Дмитрий Хотимский. — Нет разницы, вложил я свои деньги в свое предприятие напрямую или же сначала завел средства в банк и сразу же забрал их под видом кредита. Мы исходим из этого принципа. Сейчас у нас нет возможности выплачивать себе дивиденды, потому что мы развиваемся. Соответственно, кредиты акционерам не выдаются». У банка есть важная особенность. У братьев Хотимских никогда не было контрольного пакета, сейчас им принадлежит 38% банка, остальные доли распределены между 14 акционерами, среди которых топ-менеджеры банка и старые друзья.

Банк друзей

В марте 2000 года посетители только открывшегося первого московского мультиплекса «Каро» смотрели на большом экране, как хорошо выпивший на охоте адмирал с кортиком наголо гоняется по кустам за изображающим кабана грузным солдатом по кличке Бомба. Фильм назывался «ДМБ», публика была от него в восторге: только на продаже кассет студия «Полигон» заработала порядка $300 000, вложив в съемки и рекламу $120 000. Для 22-летнего совладельца «Полигона» Сергея Хотимского это был оглушительный успех. И он решил экранизировать роман Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Позже писатель вспоминал, что был в шоке от предложенного слогана «Питер — бандитский, а Москва-то — вампирская». В итоге права на «Ночной дозор» достались ОРТ, а Хотимский, потеряв деньги на нескольких неудачных фильмах, таких как, например, «Теория запоя», к середине 2000-х отошел от кинематографа.

Ему было чем заняться. Еще в 2001 году Хотимский вместе с друзьями Василием и Михаилом Клюкиными, окончившими Финансовую академию при правительстве РФ, задумались о покупке банка. Василий Клюкин рассказывает, что они, поработав наемными менеджерами в нескольких банках, захотели самостоятельности. Хотимский вспоминает, что поначалу речь шла о незамысловатой сделке: купить небольшой банк за $300 000, перевести его в Москву, получить валютную лицензию и продать за $1 млн. Такой банк нашелся в костромской области — партнеры приобрели БуйКомБанк с лицензией, но практически без активов. После покупки его переименовали в Совкомбанк, что, по мнению друзей, для клиентов должно было олицетворять солидность и надежность.

Вокруг банка сформировалась дружная компания из выпускников все той же Финансовой академии, многие из них, став предпринимателями, приходили в банк как клиенты или даже покупали в нем долю. Каждый акционер получал равные права при принятии решений кредитным комитетом. И эта особенность сохранилась в банке до сих пор.

Василий Клюкин вспоминает, что над привлечением клиентов Совкомбанк работал по схемам сетевого маркетинга: «К нам вели все новых и новых клиентов — в том числе сами клиенты. Нам тащили кучу идей, проектов, на которых можно было заработать, зная, что мы всегда делимся своей прибылью».

Один из клиентов как-то предложил владельцам Совкомбанка встретиться с представителями голландско-израильской инвестиционной группы Kardan. Было лето 2007 года, и Василий Клюкин пришел на встречу в шортах. Он выяснил, что Kardan управляет активами в финансах, недвижимости и инфраструктурном строительстве по всему миру на €3,4 млрд, а в Сибири группе принадлежит кредитная сеть АРКА с большим количеством точек продаж (около тысячи). «АРКА работала с 15 банками, — вспоминает Сергей Хотимский. — Она получала большую комиссию, но при этом брала на себя весь риск. И в какой-то момент они захотели построить свой собственный банк». АРКА и так, по сути, была банком и, привлекая деньги у других банков под 18–20% годовых, выдавала их физическим лицам мелкими кредитами под 30–36% годовых, рассказывает Клюкин. Хотимский с партнерами искали тогда возможности для дальнейшего роста — Совкомбанк оставался малозаметным региональным банком и не выдерживал конкуренции с крупными игроками.

Стороны ударили по рукам и начали строить розничный банк. Дочерняя структура Kardan TBIF (объединяла активы в банковской сфере и управлении активами) получила в нем 50%, внеся 100% АРКА и около $65 млн наличными, Хотимский, Клюкины и партнеры оформили свои доли через нидерландскую SovCo Capital Partners. Вскоре, рассказывает Хотимский, оказалось, что ожидания не совпадают с реальностью, а менеджмент АКРА ничего не понимает в банковских рисках: «В 2008 году мы потеряли порядка $50 млн, половину капитала, и решили, что надо выстраивать собственные компетенции». Банк снизил ставку по вкладам, резко увеличив маржу. К середине 2009 года Совкомбанк нанял команду из Ситибанка, выгнал всех «гениальных математиков» и уже к IV кварталу вышел в плюс по рознице.

Вскоре сформировалась и концепция банка для пожилых лиц — оказалось, что именно они являются самыми ответственными плательщиками. В соответствии с этой концепцией Совкомбанк начал активно открывать точки продаж в небольших городах, где конкуренцию ему составлял только Сбербанк, в большинстве случаев работавший по укороченному графику. К 2009 году сеть Совкома состояла из 150 допофисов и 600 точек продаж в 24 регионах. Все это время TBIF оставался равноправным партнером Хотимских.

Вспоминая о тех временах, Сергей Хотимский говорит, что у банка был и другой путь развития: «Можно было сделать девелоперскую компанию — на тот момент каждый официант в Москве был девелопером, но нам было страшно». Впрочем, в стороне от большой стройки банк не остался.

У основателя Совкомбанка Сергея Хотимского никогда не было контрольного пакета акций

Обаяние небоскребов

Небо над калифорнийской пустыней Мохаве озарила короткая вспышка, когда суборбитальный корабль SpaceShipTwo, проводивший испытательный полет в октябре 2014 года, отделился от платформы-носителя и начал набирать скорость, но уже через несколько секунд он распался в небе на несколько частей. Одному из пилотов удалось катапультироваться, тело второго пришлось извлекать из-под обломков.

Вскоре компания Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона, которой принадлежал корабль, прислала на почту Василия Клюкина сообщение о трагедии. Для Клюкина это была шокирующая новость — через несколько месяцев он сам должен был стать пассажиром SpaceShipTwo. Путевку в космос бизнесмен купил у Virgin за €1,2 млн на благотворительном аукционе за полтора года до трагедии. Компанию ему должен был составить актер Леонардо Ди Каприо, но после катастрофы мечты о космическом путешествии пришлось отложить. К тому времени Клюкин уже перебрался из России в Монако, писал книги и создавал на бумаге проекты фантастических небоскребов. От управления Совкомбанком он отошел вскоре после сделки с Kardan, занявшись вместе с братом недвижимостью. Операционное управление взяли в свои руки Сергей Хотимский и Дмитрий Гусев, еще один выпускник Финансовой академии, пришедший в банк в 2007 году из Deloitte. А Клюкин вместе с братом начал создавать фонд недвижимости, в том числе для клиентов и акционеров Совкомбанка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Противопоставлять государственную и частную медицину нельзя» «Противопоставлять государственную и частную медицину нельзя»

Леонид Рошаль рассказал, почему частные клиники не заменят государственные

Forbes
«Это ведь не боевые действия». Путин прилетел в Кемерово на место трагедии «Это ведь не боевые действия». Путин прилетел в Кемерово на место трагедии

Во время пожара в ТЦ «Зимняя вишня» погибли не менее 64 человек

Forbes
Свобода нас встретит радостно у входа Свобода нас встретит радостно у входа

Михаил Лабковский объявляет войну страхам, комплексам и мечтам о замужестве

Cosmopolitan
«Как ребенок-ЭКО я доказала свое право на жизнь» «Как ребенок-ЭКО я доказала свое право на жизнь»

Евгения Дьяченко — старшая из детей-ЭКО на постсоветском пространстве

Psychologies
Дорогие нероссияне Дорогие нероссияне

Второе гражданство есть как минимум у 35 участников рейтинга Forbes

Forbes
Российские ученые создали синтетическую Российские ученые создали синтетическую

Российские ученые научились создавать материалы с заданными свойствами

Популярная механика
Куда летим? Куда летим?

Таллин и Рига: рассказываем о прибалтийских столицах

Лиза
Электромобили 2018 Электромобили 2018

С какими трудностями столкнулись производители электромобилей

CHIP
Царь-выборы Царь-выборы

Как изменится наша политическая система к 2024 году

Русский репортер
Робот вместо отдела кадров Робот вместо отдела кадров

Цифровая эпоха переворачивает представление о рабочих буднях

CHIP
Война по расписанию: что значит для Кремля окрик из Лондона Война по расписанию: что значит для Кремля окрик из Лондона

Обострение отношений с Великобританией выгодно Кремлю

Forbes
Что смотреть: 10 фильмов-биографий великих женщин Что смотреть: 10 фильмов-биографий великих женщин

Последнее десятилетие подарило нам много картин о женщинах, изменивших историю

Cosmopolitan
Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению Где принято давать и сколько? Чаевые: инструкция по вознаграждению

В каждой стране есть свои особенности, поэтому перед поездкой лучше все изучить

Лиза
«КАСТА»: группа, которую «просто тихо любят» «КАСТА»: группа, которую «просто тихо любят»

«Каста» о том, как им удается оставаться актуальными, не изменяя самим себе

Esquire
Почему я устаю? Почему я устаю?

Неожиданные причины утомления

Лиза
«Писать хайку — все равно что медитировать» «Писать хайку — все равно что медитировать»

Древнее японское искусство хайку и сегодня пользуется успехом

Psychologies
Город Город

Берлин – лоскутное одеяло на карте Германии

Esquire
Леся Кафельникова рассказала о наркозависимости и суициде на шоу «Пусть говорят» Леся Кафельникова рассказала о наркозависимости и суициде на шоу «Пусть говорят»

История дочери теннисиста Евгения Кафельникова

Cosmopolitan
Джунгли не зовут: что случилось с “Ларой Крофт” Джунгли не зовут: что случилось с “Ларой Крофт”

Не фильм, а беспощадное напоминание о том, что мы с вами стареем

Esquire
Как защитить малыша от простуд? Как защитить малыша от простуд?

Что такое иммунитет и как его можно укрепить?

9 месяцев
Российские физики смоделировали марсианскую зиму Российские физики смоделировали марсианскую зиму

Лето на Марсе дождливое, а зима солнечная

Популярная механика
БлизНяшки БлизНяшки

Kia Soul и SsangYong Tivoli

АвтоМир
Пермячки хотят отсудить у Минздрава 30 миллионов за подмену детей в роддоме Пермячки хотят отсудить у Минздрава 30 миллионов за подмену детей в роддоме

Много лет женщины воспитывали не своих детей

Cosmopolitan
Одним талантом сыт (не) будешь Одним талантом сыт (не) будешь

Истории героев, открывших в себе неожиданный дар

Psychologies
Девушка-альбинос из шоу «Холостяк» — о борьбе с раком: «Боялась жить уродом» Девушка-альбинос из шоу «Холостяк» — о борьбе с раком: «Боялась жить уродом»

Алисе 33 года, она - альбинос

Cosmopolitan
Генриетта Лакс - первый и единственный бессмертный человек Генриетта Лакс - первый и единственный бессмертный человек

В большую науку эти клетки попали совершенно неожиданно

Популярная механика
Салат “Весенний” Салат “Весенний”

Бельгийский замок в ярких весенних оттенках от дизайнера Жеральда Ватле

AD
Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI Лёгкость бытия: тест Audi Q7 3.0 TFSI

Audi Q7 второго поколения дебютировал три года назад

Популярная механика
Вива ля Франц! Вива ля Франц!

Юлия Франц – самый мрачный образ в саге о Докторе Гоголе

Maxim
Стрессовые ситуации Стрессовые ситуации

Александр Бронштейн строит с сыном международный металлургический бизнес

Forbes
Открыть в приложении