Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

ForbesАвто

Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения.

Текст Кирилл Горский

В 2020 году Toyota Motor стала крупнейшим автоконцерном планеты. Доля России в ее глобальных продажах невелика — всего 1,62%, но в нашей стране эта марка и популярна, и значима: с выручкой 263,9 млрд рублей Toyota занимает восьмое место в рейтинге 50 иностранных компаний в России и входит в тройку крупнейших продавцов автомобилей. Forbes рассказывает историю легендарной компании.

На руинах железных дорог

В начале XX века Япония была одной из самых быстроразвивающихся экономик мира. В стране шли быстрые реформы, росла промышленность, железнодорожная сеть покрыла всю страну, развивалась банковская сфера. Процесс плотно контролировался правительством, которое определяло стратегические направления развития отраслей, выделяло субсидии и почти по-госплановски ставило задачи промышленным группам, решая, какие направления хозяйства нужно развивать. Но до 1923 года из сферы внимания правительства страны и крупных промышленников начисто выпадал автопром: считалось, что с транспортировкой грузов справляются железнодорожные и морские перевозки, а личный транспорт — блажь, не стоящая внимания. Появлялись единичные опытные образцы машин, но до крупносерийного производства дело не доходило: к примеру, первый японский серийный автомобиль Mitsubishi Model A (копия одной из моделей FIAT) был выпущен в 22 экземплярах.

Ситуацию развернуло Великое землетрясение Канто 1923 года, в котором погибло от 140 000 до 160 000 человек — больше, чем при ядерной бомбардировке Хиросимы. Оно уничтожило не только два крупнейших города Иокогаму и Токио, но и железные дороги на берегах Токийского залива; власти обнаружили, что не в состоянии оперативно эвакуировать пострадавших, подвозить спасателей и продовольствие, а затем восстанавливать регионы.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, была принята программа автомобилизации — прежде всего с упором на грузовики и автобусы. За 1920-е годы при полной правительственной поддержке в стране появились сборочные производства Ford, GM и Chrysler. В 1930 году в Японии выпускалось уже около 20 000 автомобилей в год, и тогда императорское правительство решило, что иностранцы свое дело сделали, пора японцам стать хозяевами в своем автопроме. В 1931 году начали вводиться протекционистские меры для развития национальной автоиндустрии. Через два года, 1 сентября 1933 года, в известной своими текстильными станками компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение.

Сына плотника Сакити Тоёду в биографиях иногда называют японским Эдисоном. На рубеже XIX и XX веков он сделал несколько прорывных изобретений. Среди них ткацкий станок, который автоматически останавливался, когда рвалась подаваемая нить, а затем полностью автоматический ткацкий станок с электроприводом. Интересно, что сформулированный им принцип дзидока — автоматической остановки работы при возникновении любых проблем на производственной линии — до сих пор является одним из столпов производственной культуры Toyota. К середине 1920-х Сакити Тоёда был совладельцем текстильных фабрик в Японии и Китае, которые объединил в компанию Toyoda Automatic Loom Works. Бизнес был построен по клановому принципу: непосредственно руководил компанией зять Сакити Ридзабуро Тоёда, а сын основателя бизнеса Киитиро изучал за рубежом инженерное дело. Ридзабуро Тоёда, возглавивший семейный бизнес после смерти в 1930 году Сакити, принял решение инвестировать деньги, полученные от продажи лицензии на производство станков, в автомобильное производство. Возглавил его, понятно, Киитиро Тоёда.

Первой разработкой Toyota (в написании компании и марки заменили одну букву, чтобы сделать произношение благозвучным) стал шестицилиндровый 3,4-литровый двигатель, скопированный с мотора Chevrolet 1929 года. Мощность и габариты мотора позволяли устанавливать его как на легковые машины для розничного рынка, так и на легкие грузовики: компания получила госзаказ на 3000 грузовых автомобилей. Оборудованные этим двигателем и выпущенные в середине 1930-х годов легковая Toyota AA и грузовая G1 позаимствовали конструкцию у Dodge и Chevrolet. К этому моменту японское правительство вытеснило американских производителей со своего рынка, и первый завод Toyota, введенный в действие в 1936 году, быстро наращивал производство. К началу Второй мировой войны Toyota Motor, ставшая в 1937 году самостоятельной компанией, уже была крупным поставщиком грузовиков для государства и армии. Помимо грузовых автомобилей, она строила амфибии и первые внедорожники собственной разработки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
SEO простыми словами. Основы поисковой оптимизации для предпринимателей SEO простыми словами. Основы поисковой оптимизации для предпринимателей

Как разобраться в терминологии и основных механиках SEO

Inc.
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Важная книга: «Отделение Связи» Полины Барсковой Важная книга: «Отделение Связи» Полины Барсковой

«Отделение Связи» — фантасмагорической истории о драматурге Евгении Шварце

Полка
Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Мечты сбываются Мечты сбываются

Интерьер с африканскими мотивами в московской квартире

AD
Не ровен час Не ровен час

Зачем нужно точно измерять время и почему рабочие невзлюбили часы

Forbes
Не мелочи жизни Не мелочи жизни

Анекдот про «мама сказала: деньги в бидоне» — прошлый век

Vogue
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Ночной дозор Ночной дозор

Татьяна Толстая — об арт-медитации у Рембранта и современном искусстве

Собака.ru
Накануне финала Накануне финала

Почему сомелье может стать исчезающей профессией

Forbes
Поиск сокровищ: как предвидеть потребительские тренды Поиск сокровищ: как предвидеть потребительские тренды

Где искать тренды и как их предвидеть?

Inc.
Елки-палки Елки-палки

Что пошло не так с стартапом по озеленению леса Maraquia

Forbes
Как правильно пить таблетки: большой и подробный гид по приему лекарств Как правильно пить таблетки: большой и подробный гид по приему лекарств

Почему лекарства следует пить строго по инструкции?

Cosmopolitan
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
«Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку «Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку

Алла Довлатова высказала свое отношение к увеличению губ

Cosmopolitan
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Порода деятельности Порода деятельности

Никита Ефремов о преемственности, самопознании и роли в новом фильме «Общага»

GQ
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Потеря беременности: почему об этом нужно говорить Потеря беременности: почему об этом нужно говорить

Чтобы пережить горе потери беременности, нужно говорить о своих переживаниях

Psychologies
Полярные ворота Полярные ворота

Как остановить отъезд людей из богатой Мурманской области

Forbes
Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин Почему все ненавидят знак зодиака Весы: 5 веских причин

Поговорим о Весах, точнее, об их самых раздражающих чертах характера и привычках

Cosmopolitan
Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию

Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва?

РБК
Петровский домик Петровский домик

Александр Петров очень ценит атрибуты загородной жизни

AD
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Васту и баста Васту и баста

Соблюдение канонов философии васту в дизайне интерьера — нешуточная головоломка

AD
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Семейные ценности Семейные ценности

Самый громкий скандал разразился из-за наследства Олега Бурлакова

Forbes
Таких берут в космонавты Таких берут в космонавты

Устарела ли элементная база современных марсоходов

Цифровой океан
Открыть в приложении