Импакт-экономика в России только зарождается. Каковы лучшие мировые практики?

ForbesБизнес

Инвестиции в ценности

Импакт-экономика в России только зарождается. Каковы лучшие мировые практики? Готовы ли российские предприниматели и инвесторы включаться? Как ускорить развитие импакт-инвестирования? Как российские и международные эксперты видят вектор развития сектора в России?

Линдси Смоллинг, экс-руководитель SoCap (Social Capital Markets) — крупнейшей в мире международной конференции по импакт-финансам и инвестициям — приветствовала участников форума из Калифорнии, где понимание того, что такое импакт-экономика, уже сложилось. «Нужно перейти от двухмерного мышления «риск — доходность» к трехмерному — «риск — доходность — импакт», — призывает она инвесторов со всего мира. — Для традиционных инвесторов выдача кредита бедняку в Индии — очень рискованная пропозиция, они учитывают в расчетах риск и доходность. Импакт-инвесторы оценивают, как этот кредит поможет людям изменить образ жизни. Вводя понятия группового заимствования или социальной ответственности, они снижают риск невозврата кредита. И понимают свою доходность не только как процент, который вернут им заемщики, но и как долгосрочную поддержку инициатив местных предпринимателей: владельцев магазинчиков, ремесленников. Импакт-инвестирование расширяет экономику, позволяет вовлечь в нее больше людей». Смоллинг напоминает, что социальные проблемы и раньше решали с помощью импакт-инвестирования, а не просто благотворительности. Однако сам термин появился в 2007 году после мероприятия, организованного фондом Рокфеллера. Что побуждает бизнесменов становиться социальными инвесторами?

Смыслы

«Импакт-инвестиции — это единство предпринимательства. Органическое единство, а не обременение. Это бизнес-возможности, напрямую связанные с социальными целями», — говорит Лев Якобсон, вице-президент Национального исследовательского университета ВШЭ, модератор сессии «Опыт импакт-инвестирования в России и в мире: истории успеха и вызовы». Открывая ее, он попросил всех спикеров рассказать, почему они пришли к данной теме.

Лев Якобсон

«В определение инвестиций мы всегда вкладываем понятие дохода и риска. В импакт-инвестициях к доходу и риску мы добавляем возможность решения социально значимой проблемы», — говорит Любовь Шерышева, идейный вдохновитель и партнер программы «Навстречу импакт-инвестициям».

Любовь Шерышева

Для Светланы Ячевской, заместителя председателя, члена правления ВЭБ РФ, импакт-инвестиции — это финансовый доход, как от любой инвестиции, плюс социальный результат, абсолютно точный, измеримый и понятный, в конкретных цифрах и процентах. «В ВЭБ я отвечаю за социальные проекты, так что это еще и личная ответственность. Это прямая стратегия института развития: мы должны своими действиями создавать не только экономические, но еще и социальные, экологические эффекты», — отмечает Светлана Ячевская. Президент благотворительного фонда «Система», старший инвестиционный директор АФК «Система» Оксана Косаченко совмещает инвестиционную деятельность с деятельностью социальной и благотворительной. «Для меня импакт-инвестирование — это возможность придать бизнесам Корпорации важный социальный аспект», — говорит она.

Светлана Ячевская
Оксана Косаченко

Роберт Зулкоский, CEO Conduit Capital Holdings Ltd, крупнейшего в США импакт-клуба, фонда и глобальной платформы, объединяющей импакт-инвесторов, инвестиционные фонды и предпринимателей, признается, что для него импакт-инвестиции — это возможность использовать те навыки и опыт, которые он накопил за 35 лет в бизнесе, для пользы общества. Прежде чем выйти на пенсию, он присоединился к партнерам, которые занимались импакт-инвестициями. И почувствовал, что это дает смысл жизни. «В отличие от традиционного венчурного капитала или частных инвестиций, импакт-инвестирование позволяет работать всем вместе, это миссия, которая нас объединяет. У меня трое детей, и я хочу, чтобы они продолжали свою профессиональную жизнь с теми же ценностями, которые сейчас у меня», — раскрывает он еще один аспект личной мотивации.

«Импакт-инвестиции, на мой взгляд, это инвестиции, которые, прежде всего, вместе с собой несут преобразующий социальный эффект. Фонд «Наше будущее» осуществляет финансовую поддержку социального предпринимательства. Помимо определения, которое закреплено на законодательном уровне, есть очень краткое и лаконичное определение, что такое социальное предпринимательство — это бизнес с душой. Вот такой бизнес мы и поддерживаем», — говорит Роман Давыдов, советник по развитию фонда «Наше будущее».

Роман Давыдов

А Лучано Бальбо, итальянский предприниматель, основатель Fondazione Oltre, подробнее рассказал, как начался его путь в импакт-инвестировании: «Мы начали наше приключение небольшой группой, пытаясь решить некоторые очевидные социальные проблемы. Начали с социального жилья. В Италии не так много домов, где арендная плата невысока. Мы привлекли инвесторов в недвижимость для управления зданиями, чтобы предложить помещения по приемлемым ценам. Затем перешли в другие области. Мой совет для тех людей, кто хочет заниматься импакт-инвестициями в вашей стране: важно начать с тех социальных потребностей, которые хорошо заметны, где можно измерить результаты. А также привлечь пул инвесторов, обладающих терпением, — ведь для того чтобы вы могли продемонстрировать им, что модель, которую вы разрабатываете, работоспособна, нужно время».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ментальность краба Ментальность краба

Что случилось со звездным фондом ARK Innovation ETF королевы инвестиций Кэти Вуд

Forbes
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Человек начал бояться восстания роботов еще до того, как научился их создавать

Esquire
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Третья версия интернета Третья версия интернета

Технология, за которой следят пристальней, чем за раскрученной метавселенной

Forbes
На полюс из стратосферы На полюс из стратосферы

Каково это — десантироваться с парашютом на Северный полюс с высоты 10,5 км?

ТехИнсайдер
Московская гага Московская гага

Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Forbes
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Было у отца пятеро сыновей... Было у отца пятеро сыновей...

Как сложилась судьба сыновей имама Шамиля?

Дилетант
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Не святой Петр Не святой Петр

Сергей Минаев поговорил с Петром Авеном о несбывшихся мечтах 1990-х

Esquire
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Иранский синдром Иранский синдром

Как экономика Исламской Республики приспособилась к условиям санкций

Forbes
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
«Все хорошее заканчивается»: 3 неожиданных плюса этой мысли «Все хорошее заканчивается»: 3 неожиданных плюса этой мысли

Зачем думать о том, что хорошее рано или поздно закончится

Psychologies
Зебровые амадины заново научились петь после необратимого повреждение нейронов Зебровые амадины заново научились петь после необратимого повреждение нейронов

Ученые заблокировали песни зебровых амадин, но те снова научились петь

N+1
Грянет майский гром Грянет майский гром

Мы встретились с одной из главных звезд проекта «Майор Гром» Сергеем Горошко

Men Today
10 автомобилей с самыми красивыми попами 10 автомобилей с самыми красивыми попами

За красивую попу автомобиля дизайнерам можно простить и некоторые оплошности

Maxim
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
«Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка» «Мне пришлось выбирать: либо кино, либо музыка»

Актриса Маша Кошина о детстве на съемочной площадке и режиссерских амбициях

OK!
Можно ли съесть слишком «много» белка Можно ли съесть слишком «много» белка

Задумывались ли вы когда-нибудь, не может ли избыток белка стать проблемой?

ТехИнсайдер
Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме? Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме?

Какой смысл скрывается в новых песнях Дуа Липы?

Psychologies
Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога Почему мы боимся успеха и как справиться с этим страхом: советы психолога

Почему нам так страшно сделать решающий шаг к успеху?

Psychologies
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Правила этикета: как вести себя в самолете, чтобы не испортить полет ни себе, ни окружающим Правила этикета: как вести себя в самолете, чтобы не испортить полет ни себе, ни окружающим

Как следует вести себя на борту самолета с точки зрения этикета

ТехИнсайдер
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Новые пассажиры «Титаника» Новые пассажиры «Титаника»

Когда в 90-х годах упало финансирование науки, институты РАН выживали, как могли

Наука и Техника
Открыть в приложении