Ирина Хакамада
Бизнес-тренер, писатель, политик, 61 год, Москва
Хакамада – единственный российский политик, избравший западную модель продолжения карьеры: написание книг и мастер-классы заменили ей борьбу за власть. Неважно, когда она была популярнее – тогда или сейчас, важно, что конец одной темы означает начало другой.
У меня есть политическая интуиция. В 2002 году после «Норд-Оста» я в первый раз поняла, что моя политическая история идет вниз. Я билась до конца – дошла до президентской кампании, участвовала в Думе трех созывов, – но с эмоциональной точки зрения этот проект был для меня закончен. Тех целей, которые я поставила перед собой, в России я достигнуть не могла. Мне захотелось начать новую жизнь. У меня случается такое – раз в десять лет. И я ушла. Ушла на самой высокой точке – в никуда.
Я год сидела в паузе никому не нужная. До этого я выпустила книжку «Sex в большой политике» – что-то вроде учебника для тех, кто решил пробиться в Кремль. И вот, чтобы не отчаяться, я решила написать еще одну книгу, на этот раз художественную, – «Любовь вне игры. История одного политического самоубийства». Мне все тогда говорили, что я совершаю самоубийство, заканчивая с политикой, – с таким-то потенциалом. Но в России никто не считается с потенциалом. Политика – это вещь, на 50% – а в России на 90% – зависящая от внешних сил, а не от тебя лично.