10 гибридных режимов
Почему надо знать, что такое гибридные режимы? Потому что мы при таком живем, как и большинство людей на Земле. А поскольку гибриды очень адаптивны, есть шанс, что режим переживет нас.
Гибридные режимы имитируют демократические институты, но демократиями не являются. Они напоминают гусеницу, которая изгибается, чтобы преодолеть преграду. Сейчас в мире больше многопартийных, чем однопартийных автократий, почти все проводят регулярные выборы и допускают существование НГО, плюралистических СМИ и относительно свободных сетевых ресурсов. Будучи имплантированы в социальную ткань, эти институты, которые режим частью имитирует, частью контролирует, постепенно наливаются живым человеческим содержанием. Такой процесс происходит со всеми режимами подобного типа.
Что полезно знать про гибриды?
– Они плохо прогрессируют, но легко приспосабливаются. Сознательные реформы им не даются: пассивная адаптация – их конек.
– Они стремятся выжить любой ценой: декларируя культ стабильности, готовы на любые «повороты курса», особенно риторические.
– Они пользуются свободой слова – идеологических ограничений у них нет, зато они первые бенефициары новой информационной реальности, в которой нет фактов и памяти о том, кто что говорил вчера.
– Они антигуманны (их ценность не человек, а ресурс), но не кровожадны, потому что не ставят целей, требующих масштабных жертв.
– Диктатуры прошлого состояли на 80% из насилия и на 20% из пропаганды, а гибриды – на 80% из пропаганды и на 20% из насилия. Они формируют пространство фейка, в котором во многом и существуют.
– Их экономическая основа – распределение ограниченного ресурса. Эрозия начинается со снижения ценности распределения в пользу производства. Когда население перестает верить в схему «я ваш добрый начальник и дарю подарки/спасаю от врага», режим начинает меняться.
01 Россия
Президентско-парламентская республика
Население / ВВП: 146,5 млн чел. / $9202
Президент: Владимир Путин
Парламент формируется по смешанному принципу (партийные списки и одномандатные округа), но 76% за пропрезидентской «Единой Россией». Несмотря на регулярные модернизационные волны, власть сконцентрирована в руках силовой и экономической бюрократии, а в политическом пространстве доминирует государство. Шанс на демократизацию в среднесрочной перспективе – высокий (под давлением экономических и демографических факторов), но пока сильный тренд на самоконсервацию режима.