Предприниматель Антон Георгиев возрождает крестецкую строчку

ЭкспертБизнес

Строчильщицы снова сели за пяла

Предприниматель Антон Георгиев возрождает старинный промысел — крестецкую строчку, превращая его из подзабытого регионального ремесла в национальный бренд столового белья и одежды

Виктория Безуглова

Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Когда в 2015 году прежние хозяева «Крестецкой строчки» для погашения долгов стали распродавать музейную коллекцию предприятия, любовно собираемую с 1930 года несколькими поколениями сотрудников фабрики, на предприятии работало восемь человек, включая сторожей. Казалось, что ремеслу строчевой вышивки, зародившемуся в 1860-е годы в Новгородской губернии, пришел конец. А ведь когда-то, в 1920–1930-е, число строчильщиц доходило до 2500 человек, в 1960–1970-е — до 600. Изделия фабрики продавались в сотнях магазинов страны, а высокохудожественные панно завоевывали награды на выставках, отправлялись в музеи или становились подарком для статусных иностранных гостей. И вот о банкротстве предприятия рассказали в ТВ-новостях.

Этот сюжет увидел предприниматель из Петербурга Антон Георгиев, владелец компании «Медовый дом». В жизни Антона все было налажено: бизнес с годовым оборотом в миллиард, семья — жена и четверо детей. К народным промыслам предприниматель не имел никакого отношения. Но он вспомнил, как в начале 1990-х посетил фабрику вместе с гостями-шведами, которые непременно хотели купить там вышитые скатерти и салфетки. Тогда Антону было многое непонятно: почему иностранцев интересуют какие-то «бабушкины» скатерки и как целая фабрика работает и выживает на ручном труде — сложном и затратном по времени. Теперь он увидел другое. Унылые, пустые цеха вместо картинки с десятками женских голов, склоненных над пялами и швейными машинками. Стало тоскливо. Решил съездить и посмотреть, что там происходит. «Долгов на предприятии уже не было, потому что прежние хозяева для их погашения продали 130 старинных изделий Русскому музею, кажется, за 14 миллионов, — вспоминает Георгиев. — Но, слава богу, еще около ста изделий оставалось, когда я решил приобрести фабрику».

С мыслью о туристах

Георгиев купил «Крестецкую строчку» за 20 миллионов. Здание фабрики, наспех построенное в 1950-х, находилось в полном упадке. «Нам пришлось все заново делать: менять кровельную и стропильную систему, заливать полы, менять перекрытия, стены ремонтировать, окна вставлять, территорию облагораживать, — вспоминает Антон. — За четыре года мы 350 миллионов туда вложили, и большую часть из них — в реконструкцию здания».

И эти труды нельзя не заметить. Уже на подъезде к фабрике, окруженной живописной лужайкой с белым фигурным штакетником, видно, что она хорошо отреставрирована, с оригинальной росписью в виде узорной вышивки во всю торцевую стену. Внутри фабрика и вовсе похожа на образцово-показательный Дворец народного творчества: просторные и уютные цеха, большой зал для будущей музейной экспозиции, в фойе — выполненное на заказ мозаичное панно с изображением вышивальщицы за работой, исторические фотографии рукодельниц. А в фабричном магазине продают не только готовые изделия, но и билеты на экскурсию. В этом отчасти кроется ответ на вопрос, зачем производственное здание делать таким красивым: чтобы показывать фабрику туристам и за счет этого популяризировать старинный промысел. «У нас нет задачи заполучить туристов, которые что-то купят, дело не только в этом, — поясняет директор фабрики Ирина Васильева. — Крестецкая строчка очень долго находилась в забвении, социологический опрос среди жителей Москвы показал, что нашу строчку знает одна сотая процента! И то это люди, которые либо родились в Новгороде, либо посещали нашу область».

Расчет Антона Георгиева согласуется с планами правительства Новгородской области, работающего над увеличением туристического потока в регион. Ожидается, что в следующем году число туристов вырастет с 1,2 млн до 2 млн человек, а в течение пяти лет — до 5 млн. И понятно, что кроме улучшения гостевой инфраструктуры, увеличения числа маршрутов железнодорожного транспорта через Новгород региону нужны новые интересные экскурсии. В этом смысле знакомство с древним художественным ремеслом края — идеальное предложение. «“Крестецкая строчка” — это пример ответственного бизнеса, который фактически восстановил новгородский промысел, дал ему вторую жизнь, — считает губернатор Андрей Никитин. — Это бренд нашей области, известный далеко за ее пределами, а также посыл деловым людям: у нас можно строить бизнес, в том числе на основе ремесел с богатой историей. И мы всегда будем поддерживать такие предприятия».

Антон и Александра Георгиевы придумали, как сделать ручное кружево актуальным для людей эпохи смартфонов. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

В отсутствие кадров и сырья

Крестецкая строчка начинается с такого неказистого на вид занятия, как держка — это когда из натуральной ткани с полотняным плетением, чаще всего это лен, выдергивают нити в нужных направлениях — в соответствии с эскизом. В результате кропотливой работы, а держка одной скатерти может занимать несколько дней, получается заготовка под ажур, то есть подготовленное для вышивки полотно. Машинная вышивка скатерти занимает около полутора месяцев, а полностью ручная вышивка — в четыре раза больше. Использовать в работе швейную машинку стали в 1950-е годы, что увеличило производительность труда, так как машинка помогает двигаться игле быстрее. Но при этом надо иметь хорошее зрение и сноровку для более четкого выполнения движений, правильно ставить иглу.

Однако многие элементы узоров на машинке все равно не выполнить — это так называемые сновочные рисунки, вырезные. Именно благодаря оригинальным сновочным рисункам и особой технике исполнения крестецкая строчка больше ста лет назад стала визитной карточкой Крестцов и близлежащих деревень — Старое Рахино, Касково, Зайцево, Варница, Зимогорье. «Занимались этим промыслом и в Валдайском уезде, но такая техника, с такой плотностью обивки рисунка, характерна только для нас, в других областях получаются более мягкие изделия», — поясняет Наталья Афанасьева, начальник производства. Льняные изделия с крестецкой строчкой можно кипятить, гладить, они прочные и надежные — не зря же приданое новгородских девушек служило им всю жизнь.

Норвежский паучок, мыльный пузырь, вологодское стекло, старинный гипюр — это лишь часть названий элементов вышивки, над выполнением которых корпят строчильщицы с опытом и ученицы. Будущих работниц готовят прямо на фабрике, программа обучения рассчитана на три месяца, на каждом этапе — промежуточные экзамены, чтобы определить, есть ли смысл учить дальше этого человека. Вышивка — занятие кропотливое, не каждому дается. «За три месяца можно основные элементы освоить, а вот на хорошую мастерицу надо учиться всю жизнь, — говорит художник-вышивальщица с двадцатилетним стажем Наталья Дмитриева. — Я со школьной скамьи сюда пришла, у меня тут мама работала, бабушка по отцовской линии, отчим».

Каждый этап производства жестко контролируется. «В цехе раскроя к изделию прикладывается ярлык с указанием размера, артикула, ткани, а в процессе работы девочки ставят свой рабочий номер, чтобы на всех стадиях производства можно было выявить брак, и исправить его должна та работница, которая допустила ошибку, — продолжает Наталья Афанасьева. — Вот смотрите, как можно отследить историю конкретной салфетки: номер тринадцать, держка, — дергала Маша, номер тридцать один — колышек проходила у Елены Васильевны, номер пятьдесят шесть — вышивала Юлия Егорова. Когда изделие упаковывается, наклеивается бирка с фамилией вышивальшицы. И каждый клиент может знать, кто ему сделал такую красоту».

Наладить производственный процесс на восстановленной фабрике было непросто. Спустя четыре года работы предприятие, на котором уже трудится около 70 человек, а годовая выручка с трех миллионов рублей в 2015 году выросла до 31 млн рублей в 2018-м, по-прежнему испытывает муки роста. «С персоналом проблема, потому что производство находится в сельской местности, а нам нужны специалисты — конструкторы, технологи, — рассказывает Антон Георгиев. — В деревне их нет, а если послать кого-то на обучение в Петербург, то полагаю, что они потом не вернутся… Вот так и мучаемся, привлекаем технологов из города на удаленную работу». Не менее серьезная забота для фабрики — подбор тканей, ведь для крестецкой строчки подходит только полотняное плетение. «Мы очень ограничены в выборе ткани, и это большая сложность, вдобавок ко всему качественная ткань в нашей стране не производится, — продолжает он. — Для столовой группы ткани закупаем в Белоруссии на Оршанском льнокомбинате, а для одежды везем ткани из Голландии. Из того, что производят отечественные текстильные производства, можно только мешки для картошки шить».

Использование для вышивания швейной машинки увеличивает производительность труда, но требует сноровки для более четкого выполнения движений. Пресс-служба фабрики «Крестецкая строчка»

Как попасть на подиум высокой моды

Главная забота для любого бизнеса — реализация товара. Сто лет назад на крестецкую строчку был большой спрос у иностранцев, партии вышитых изделий отправляли в Англию, Францию, Швецию и выручали большие деньги. Именно на той волне популярности Петр Архиреев основал в 1929 году первое промысловое товарищество «Артель», которое в 1950-е было преобразовано в фабрику. В советские времена вопрос сбыта решали еще проще: плановое хозяйство, разнарядка, стабильные цены, — и в итоге практически любая семья могла себе позволить комплект льняного постельного белья с мережками или кружевные салфетки, а фабрика получала стабильный доход и заказы.

Но кто станет покупателем ручных кружев в XXI веке? Над этим ломала голову вся команда Антона Георгиева. В 2017 году после его встречи с президентом Владимиром Путиным поступил заказ на ряд изделий для президентского подарочного фонда. «Это были пять наборов столового текстиля из капсульной коллекции — с большим количеством вышивки, сложными и объемными элементами — скатерти, салфетки сервировочные и декоративные», — вспоминает Ирина Васильева. С фабрикой рассчитались, поблагодарили и сказали, что обратятся в случае надобности. Потом был заказ на подарочные наборы от РЖД, проявляли интерес другие корпорации. Вместе с тем было ясно, что разовыми заказами, даже большими и статусными, загрузить все производство не удастся. Тот период стал самым сложным для Антона Георгиева. «У меня не было понимания, куда двигаться, — вспоминает он. — Я ездил советоваться к Валентину Юдашкину, и он мне рекомендовал уходить в ширпотреб, используя бренд. Но хорошо, что мы его не послушали и стали развивать премиальный сегмент. Сейчас я четко вижу, что это путь правильный и по нему надо идти».

Так, сделав исторический круг в девяносто лет, фабрика вернулась к тому, с чего начинала, — к изготовлению высокохудожественных дорогих изделий, рассчитанных на взыскательного покупателя с хорошим вкусом. Это не советский экономвариант с двумя мережками по скатерти, а полноценная работа со всеми красотами сновочной вышивки. Такая скатерть может стоить 60 тысяч рублей и больше. Но люди, покупая ее, знают: она будет служить им долго, еще и по наследству перейдет, как это принято до сих пор в буржуазных семьях в Европе.

Кроме дорогих наборов в столовой группе фабрика начала выпускать совершенно новый для себя ассортимент — дизайнерскую одежду с вышивкой. Идею подала Александра Георгиева, жена владельца предприятия, по образованию дизайнер одежды; она же стала креативным директором и автором коллекций. «Модели разные, для отдыха и работы, в основном свободного кроя, чтобы чувствовать себя комфортно. К тому же спрос рождает предложение, сейчас очень популярны длинные платья в пол, вот их и шьем», — рассказывает Наталья Афанасьева.

Благодаря пошиву одежды продажи рванули вверх: в 2018 году они выросли более чем втрое. В последнее время кроме женской одежды и крестильных комплектов для детей на фабрике разрабатывают модели для мужчин. Вообще, здесь стараются выйти из стереотипных представлений о том, какими и на ком должны быть изделия с вышивкой. Этому способствует и начавшееся в 2019 году сотрудничество с модным домом Ульяны Сергиенко, который по своим эскизам заказывает на «Крестецкой строчке» элементы с вышивкой, а затем использует их в моделях одежды, производя фурор на подиумах высокой моды. «Мы поняли, что по духу нам близки искания Ульяны, ее обращение к народным художественным промыслам при создании модных коллекций. И мы с интересом наблюдаем за каждым новым показом», — говорит Ирина Васильева.

Самые большие продажи у «Крестецкой строчки» идут через онлайн-магазин — 60–70% всех заказов. Средний чек заказа составляет 8–12 тыс. рублей. В ассортименте более 250 позиций, и он постоянно расширяется. В отличие от советского производства нынешнее практически не работает на склад, да и смысла в этом нет, так как большинство заказов — индивидуальные. Посетители выбирают модель на сайте, высказывают свои пожелания по размеру, цвету, рисунку. Срок выполнения заказа зависит от сложности работы и от загруженности вышивальщиц, к примеру, заказы на изделия одежной группы принимаются за два с половиной месяца.

В этом году у фабрики появился новый канал продаж, который превзошел ожидания по выручке, — это открывшийся в июне в Петербурге фирменный магазин площадью 101 кв. м. «Я надеялся, что мы за полгода выйдем на самоокупаемость, а мы с первого месяца уже в прибыль выходим, — отмечает Антон Георгиев. Следующий магазин компания планирует открыть к концу года в Москве, а потом и за пределами России, к примеру на курортах юга Франции, где отдыхает много русских. Антон уверен, что традиционная розница в итоге перехватит пальму первенства продаж у интернет-магазина, поскольку дорогую вещь удобнее покупать с возможностью примерки. Впрочем, директор магазина Ирина Васильева предостерегает от эйфории по этому поводу. «Мы готовились к открытию, подогревали пул клиентов, которых интересуют наши изделия и народные промыслы. Ведь вышитые скатерти, салфетки, одежда — весьма нишевый продукт, для ценителей. Многие уже побывали в магазине, сделали покупки. Мы планируем новые тематические встречи. Но с прогнозами будем осторожны, мы не намерены просто радоваться успеху, надо двигаться вперед».

ДНК для дизайнеров

Опытом Антона Георгиева интересуются другие бизнесмены: к нему уже не раз обращались за советом люди, которые хотели бы вложить силы и средства в развитие какого-либо промысла. «Думаю, что любой промысел может быть перспективным, если его правильно рынку преподать, — говорит Антон. — Проблема в другом. В регионах люди, которые владеют промыслом, не способны его правильно позиционировать, узко смотрят». По мнению экспертов, успех «Крестецкой строчки» демонстрирует перспективность прежде всего дизайнерского продукта, с высокой добавленной стоимостью, созданного на основе традиционного ремесла. «Ремесла — это своего рода ДНК, придающие большую художественную ценность эксклюзивным дизайнерским коллекциям, в которых модно использовать оригинальные детали, формы или стилизацию орнаментальных мотивов, — считает Анастасия Крылова, директор Ассоциации специалистов предметного дизайна.

В Крестцах между тем заняты очередным проектом по сохранению своего ДНК — возрождением фабричного музея. Уже собрано и готовится к экспозиции 170 изделий. Проблема в том, что каждой работе надо дать описание, а сделать это некому. Чуть ли не единственным специалистом оказалась петербурженка Светлана Кузнецова, которая когда-то работала в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и совершила больше десяти экспедиций, собирая материал для выставок. Светлана Ивановна и сегодня, посмотрев на вещь, может точно сказать, в какой деревне ее делали и в какой период времени. Она с энтузиазмом взялась за дело, тем более что интересные находки случаются и по сей день. Недавно в антикварном магазине в Петербурге она нащупала в стопке вещей добротную ткань, развернула — а это красивая узорчатая скатерть села Старое Рахино начала прошлого века. И ничуть не обветшала, не потемнела — вот что значит крестецкая строчка!


Фабрика «Крестецкая строчка» ведет свою историю с создания в 1860-е годы в Крестецком уезде Новгородской губернии особого вида сквозной вышивки. С ноября 2015 года принадлежит Антону Георгиеву. Выпускает широкий ассортимент текстильных изделий с вышивкой, выполняет индивидуальные заказы через онлайн-магазин, принимает экскурсионные группы по предварительной договоренности. Активы компании: производство площадью 3500 кв. м в районном центре Крестцы (87 км от Новгорода, 445 км от Москвы), фирменный магазин в ТК «Гарден Сити» площадью 101 кв. м (Санкт-Петербург).

Выручка — 31 млн рублей.

Число сотрудников — 70 человек.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Основной драйвер — бюджет Основной драйвер — бюджет

Прогноз на 2020 год от главного экономиста ВЭБ.РФ

Эксперт
Михаил Трухин и Анна Нестерцова: Михаил Трухин и Анна Нестерцова:

Почему Михаил Трухин и Анна Нестерцова стабильно "разводятся" раз в месяц

Караван историй
Куда везет «Яндекс»? Куда везет «Яндекс»?

На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов

Эксперт
8 Инстаграм-аккаунтов качков, которые заставят тебя побежать в спортзал 8 Инстаграм-аккаунтов качков, которые заставят тебя побежать в спортзал

Аккаунты крутых качков, которые демонстрируют результаты своих тренировок

Playboy
Я и моя Тень Я и моя Тень

В нашей личности есть части, которые мы не видим и не принимаем

Psychologies
Каким образом вязание служило шпионским инструментом во время войны (бабушка?…) Каким образом вязание служило шпионским инструментом во время войны (бабушка?…)

Существует ли связь вязанием и шпионажем?

Playboy
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Жизнь после цинандали: как запрет грузинского вина изменит ландшафт винной отрасли Жизнь после цинандали: как запрет грузинского вина изменит ландшафт винной отрасли

Доля винного рынка, которая приходится на Грузию — 15,5%

Forbes
Партия Тимошенко обошла блок Порошенко на выборах в Раду Партия Тимошенко обошла блок Порошенко на выборах в Раду

Центризбирком Украины закончил подсчет голосов на выборах в Верховную Раду

Forbes
Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды Долой стереотипы: как свадебный бизнес подстраивается под новые тренды

Современные женщины больше не мечтают о такой свадьбе, какая была у их родителей

Forbes
5 фактов о «Фольксваген-Гольф», о которых ты вряд ли знал 5 фактов о «Фольксваген-Гольф», о которых ты вряд ли знал

«Фольксваген-Гольф» полон сюрпризов и открытий

Maxim
Электрический волнорез Электрический волнорез

Хит нынешнего водного сезона – электрические гидрофойлы

Популярная механика
В поисках бессмертия. Почему мы хотим увидеть себя «состарившимися» В поисках бессмертия. Почему мы хотим увидеть себя «состарившимися»

Приложение FaceApp получило новое дыхание после обновления старящего фильтра

Forbes
Что нужно знать родителям подростков о мефедроновой зависимости Что нужно знать родителям подростков о мефедроновой зависимости

Как развивается зависимость и что делать близким наркопотребителя

Psychologies
Трехфазное питание в доме: есть ли смысл? Трехфазное питание в доме: есть ли смысл?

Банальный вопрос: стоит ли подключать к частному дому трехфазовое питание?

CHIP
«Бойцовский клуб» снова в прокате — 20 лет спустя после премьеры «Бойцовский клуб» снова в прокате — 20 лет спустя после премьеры

С 25 июля в российском прокате — «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера

Esquire
Воин света Воин света

Риналь Мухаметов — о русском фэнтези, любви к моде и торжестве добра

Vogue
Глаз должен отдыхать Глаз должен отдыхать

Дизайнер Майкл Корс свил с мужем семейное гнездо в пентхаусе в Гринвич-Виллидже

Tatler
ЦБ предложил отложить обсуждение реформы накопительной пенсии ЦБ предложил отложить обсуждение реформы накопительной пенсии

Эльвира Набиуллина отказалась поддержать добровольный формат взносов ИПК

Forbes
Disney выбрал темнокожую актрису на роль Ариэль в киноверсии «Русалочки». Компанию обвинили в расизме Disney выбрал темнокожую актрису на роль Ариэль в киноверсии «Русалочки». Компанию обвинили в расизме

Часть поклонников считает, что нельзя менять оригинальный образ героини Ариэль

Esquire
Архитектура будущего: 7 колоссальных проектов, которые так и не были воплощены в жизнь Архитектура будущего: 7 колоссальных проектов, которые так и не были воплощены в жизнь

Здания, которые так и не были построены —  в иллюстрациях художников

Esquire
Стал известен состав артистов live-сцены фестиваля Alfa Future People 2019 Стал известен состав артистов live-сцены фестиваля Alfa Future People 2019

О крупнейшем российском фестивале электронной музыки Alfa Future People

Cosmopolitan
«Мы подождем!» Конфликт в МХАТе имени Горького перешел в стадию окопной войны «Мы подождем!» Конфликт в МХАТе имени Горького перешел в стадию окопной войны

В конце прошлого года руководить МХАТом был назначен Эдуард Бояков

Forbes
Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне

Рассказы о науке

Наука и жизнь
Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата Юные экоактивисты, которые борются против изменения климата

Им от 15 до 22 лет, и они прогуливают уроки ради демонстраций

Vogue
Чем привлекают турецкие отели D-Resort Goсek и D Maris Bay Чем привлекают турецкие отели D-Resort Goсek и D Maris Bay

Два живописных курорта полуострова Датча предлагают гостям отдых на любой вкус

РБК
Черный лебедь не прилетит: повлияют ли субботние протесты на рынок и инвесторов Черный лебедь не прилетит: повлияют ли субботние протесты на рынок и инвесторов

Пока что уличные акции и котировки ценных бумаг — параллельные вселенные

Forbes
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
Куча мусора высотой с «Газпром»: как заработать миллиарды на отходах Куча мусора высотой с «Газпром»: как заработать миллиарды на отходах

Тема утилизации мусора актуальна сейчас как никогда

Forbes
Алена Апина: «Не умею быть артисткой вне сцены» Алена Апина: «Не умею быть артисткой вне сцены»

Певица призналась, какой мужчина ей понравится

StarHit
Открыть в приложении