В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова

ЭкспертКультура

«Страсти по Бумбарашу»: театр на пределе возможностей

В Театре Олега Табакова — премьера спектакля в постановке Владимира Машкова.

Вячеслав Суриков

Первая версия спектакля «Страсти по Бумбарашу» не сходила со сцены театра восемнадцать лет. Фото: Ксения Бубенец

«Страсти по Бумбарашу» пленяют накалом эмоций, полыхающих на сцене на протяжении всех двух часов, пока длится спектакль. В нем актеры совершают чудо превращения в единое тело. Оно то трепещет от восторга, то вспыхивает от гнева, и зритель видит каждое его движение. На сцене есть исполнители сольных партий и есть кордебалет, эмоционально усиливающий реплики солистов, укрупняющий их жесты. «Страсти по Бумбарашу» нанизаны на главного героя — он путешествует сквозь сценическое действие и сталкивается то с одним антигероем, то с другим: для него каждый — еще одно лицо войны, от которой он изо всех сил пытается ускользнуть. Он одиночка, мечущийся между двумя противоборствующими сторонами, ни одна из которых ему не близка. Он ставит перед собой невыполнимую задачу, но именно она его в конце концов и спасает: не пристав ни к одному из берегов бушующей реки, он единственный остается в живых. Его выручает не хитрость, а простодушие и последовательность.

Гражданская война — это фон, который фиксирует разделенность человечества на сообщества, всегда противостоящие друг другу. Гайдар — изначальный автор сюжета — воспроизвел на этом фоне персонажа, до сих пор блуждавшего из одного мифологического сюжета в другой. Юлий Ким наделил русского Одиссея поэтической выразительностью, а Владимир Дашкевич — музыкальной. Если фильм начала семидесятых стал воплощением жанра истерн — в нем доминирует сюжет, то в спектакле все подчинено ритму музыки. Действие развивается стремительно: Бумбараш только успел взлететь на воздушном шаре, чтобы осмотреть позиции противника, и вот он уже возвращается из австрийского плена в страну, охваченную новой войной. Он пытается вернуться домой, но дома в его прежнем виде нет и в помине: судьба толкает его в руки то красных, то бандитов и, наконец, белых, которые ему — солдату Первой мировой войны с законсервированным в плену сознанием — оказались если не ближе, то понятнее всех остальных.

Песни и музыка Владимира Дашкевича врезались в общественную музыкальную память сразу после выхода фильма — один только шедевр «Ходят кони» чего стоит. Если не знать наверняка автора песни «Журавль по небу летит», то ее можно легко счесть рожденной в глубинах стихии народного творчества. Эти песни выделяются среди прочих, но вместе со всей остальной музыкой и тем более в исполнении актеров на сцене мы видим их изначальный замысел. Музыка в «Страстях по Бумбарашу» — драматургический камертон. Все, что нужно было от Владимира Машкова как от режиссера, — отдаться этой стихии, погрузиться в нее самому и погрузить в нее актеров, что не упрощало задачу, а скорее усложняло ее: здесь недопустима малейшая фальшь. «Страсти по Бумбарашу» сопоставимы по мелодическому разнообразию и драматургической насыщенности с бродвейской «Вестсайдской историей» Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма. В отличие от «Вестсайдской истории» «Страсти по Бумбарашу» — мюзикл, совершивший обратное движение: из кино на сцену, где еще не до конца прожил свою историю.

В Театре Олега Табакова он выходит на новый круг своего сценического воплощения. Предшествующий случился двадцать восемь лет назад с Евгением Мироновым в главной роли. В новой версии Бумбараша играет Севастьян Смышников, родившийся на восемь лет позже первой премьеры «Страстей» и совсем не похожий ни на первого исполнителя этой роли, ни тем более на канонический кинообраз, созданный Валерием Золотухиным. Но миссия Севастьяна Смышникова не в том, чтобы повторить подвиг предшественников или даже превзойти их, — ему нужно стать энергетическим центром этого спектакля. Он не покидает сцену на протяжении почти всего сценического действия, и все это время должен находиться в центре эмоциональных потоков, которые закручивают на сцене все остальные актеры, а их больше сорока — в спектакле задействована вся труппа театра. В каждый сцене он погружается в стихию этих эмоций, и все, что ему нужно, — выплыть целым и невредимым.

Владимиру Машкову еще раз удалось невозможное: он дважды поставил один и тот же спектакль на сцене одного и того же театра. Ранее он произвел подобный опыт со спектаклем «Матросская тишина», где к тому же еще и сам сыграл ту же роль — в этом случае двадцать девять лет спустя. Оба спектакля вынырнули из глубины прошлых лет и проявили изначальный образ театра — переполненный эмоциями и небывалой, бьющей наотмашь энергией. Владимир Машков, будучи сам невероятным мастером перевоплощения, актером с фантастическим обаянием, каждый раз оказывается способен вывести актеров на ту вершину, которую ему самому уже удалось покорить. Он и сам каждый раз превосходит сам себя, и актеры в его спектаклях совершают нечто подобное: спектакли Владимира Машкова — идеальное пространство для проявления артистических талантов.

Источник эротической энергии спектакля — Анна Чиповская в роли Софьи Николаевны, эффектной бандитской атаманши. Гайдар не смог закончить повесть про Бумбараша, но смог так сплести сюжетные линии, что они, прежде чем пройти кульминацию и свиться в развязку, то и дело озаряются усиливающими напряжение взрывами. Софья Николаевна не только выступает в роли одного из центров притяжения главного героя, у нее своя сюжетная линия, которая еще вспыхнет накануне трагической развязки и усилит ее сияние. Анна Чиповская в этом образе обольщает зрителей — и мужчин, и женщин. В этой пьесе она изысканная черная птица, предвещающая смерть. Она символ феминизма двадцатых годов, амазонка, не останавливающаяся перед насилием, более того, находящая в нем вкус и не страшащаяся смерти — она словно бы ждет сулящего ей гибель сражения. Возможно, она и есть сама смерть, которая обрекает на близкий конец всех, кто попадается ей на глаза. И только Бумбарашу удается выскользнуть живым из закрученной смертью кровавой воронки. Цена его жизни — смерть всех, кто ему был до сих пор хоть сколько-нибудь близок.

В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война — пространство приключений, оно изматывает, оно убивает, но в нем не скучно, здесь люди превосходят сами себя и из обычных крестьян, живших в однообразном ритме, превращаются в героев, сеющих смерть вокруг себя. И все же этот спектакль скорее манифест пацифизма, чем манифест войны. Ее герой — маленький человек, который не умеет воевать, который и не является героем, и не пытается его из себя изображать. Он не соблазняется ни возможностью безнаказанно убивать, ни теми выгодами, которые может сулить ему убийство. Он бежит от насилия со всех ног, пока не попадает в братоубийственную ловушку. В «Страстях по Бумбарашу» Гражданская война поначалу является в романтическом ореоле, но в финале избавляется от него. «Комиссары в пыльных шлемах» всего лишь иллюзия, смерть здесь единственная реальность.

«Страсти по Бумбарашу» — это одна из первых глав в истории русского мюзикла — жанра, бум которого в Советском Союзе пришелся как раз на семидесятые годы. Когда-то «Бумбараш» заставил Юлия Кима примерить амплуа либретто, в котором его и по сей день — полвека спустя — никому не удалось превзойти, и позволил реализоваться творческой энергии Владимира Дашкевича. Тот написал идеальный русский мюзикл — такой, каким он должен быть: ни на что не похожим. Сегодня в «Страстях по Бумбарашу» выплескивается безудержная энергия труппы Театра Олега Табакова. На сцене мы видим все, на что только способен театр, мы видим театр на пределе возможностей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь после апокалипсиса Жизнь после апокалипсиса

Мировые газовые рынки демонстрируют признаки выхода из отраслевого кризиса

Эксперт
Если ребенок дерется: инструкция для родителей Если ребенок дерется: инструкция для родителей

Опасна ли детская агрессия или важнее разбираться с последствиями ее выражения?

Psychologies
Ozon: прибыль на горизонте? Ozon: прибыль на горизонте?

На российском рынке интернет-торговли начинается жестокая битва между игроками

Эксперт
Небольшие дозы веселящего газа помогли при депрессии Небольшие дозы веселящего газа помогли при депрессии

Однократное применение веселящего газа улучшает состояние больных депрессией

N+1
Призвание: самозванец Призвание: самозванец

Люди выдают себя за других с целью выгоды, но он делал это ради искусства

Maxim
Новый взгляд на свёклу и мангольд Новый взгляд на свёклу и мангольд

Столовая свёкла признана одной из самых полезных овощных культур

Наука и жизнь
Книги Книги

Путеводитель по библиографии Лимонова

Esquire
Открыт ранее неизвестный вид необычных змеехвосток родом из юрского периода Открыт ранее неизвестный вид необычных змеехвосток родом из юрского периода

Ученый открыл новый вид зубастых восьмируких змеехвосток

Популярная механика
Отношения кошек и хозяев предложили разделить на пять типов Отношения кошек и хозяев предложили разделить на пять типов

Выделили пять основных типов взаимодействия кошек и хозяев

N+1
Айза, Малиновская и другие: звезды, переделавшие себя рекордное количество раз Айза, Малиновская и другие: звезды, переделавшие себя рекордное количество раз

Знаменитости вечно совершенствуют свою внешность

Cosmopolitan
Ё-моё, сани и бутылка водки: что изобретают и патентуют богатейшие люди России Ё-моё, сани и бутылка водки: что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Насколько изобретательны 200 богатейших предпринимателей из списка Forbes

Forbes
«Брак с другими видами» Юкико Мотоя — книга о метаморфозах отношений в современном обществе от одного из самых необычных японских авторов «Брак с другими видами» Юкико Мотоя — книга о метаморфозах отношений в современном обществе от одного из самых необычных японских авторов

Фрагмент заглавного рассказа из книги Юкико Мотои «Брак с другими видами»

Esquire
Сказочный мир детства Сказочный мир детства

Психолог Надежда Чупак — о воспитании детей и правиле «двух Л»

OK!
8 фитнес-блогеров, которые вдохновят на подвиги 8 фитнес-блогеров, которые вдохновят на подвиги

Если тебе не хватает мотивации, чтобы наконец-то начать заниматься спортом

Cosmopolitan
Виктория Терешкина Виктория Терешкина

Прима-балерина Виктория Терешкина — феномен Мариинского театра

Собака.ru
Умные часы и оптогенетика нормализовали показатели глюкозы у мышей с диабетом Умные часы и оптогенетика нормализовали показатели глюкозы у мышей с диабетом

Ученые разработали клетки, способствующие выработке пептида-1

N+1
Очарованный мезон поймали за превращением в свою античастицу Очарованный мезон поймали за превращением в свою античастицу

Физики обнаружили осцилляции типа «частица-античастица» состояний мезона

N+1
Прекрасная роза! Самые яркие выходы звезд в свет в платьях с цветочным принтом Прекрасная роза! Самые яркие выходы звезд в свет в платьях с цветочным принтом

Звезды, которые вышли на красную дорожку в платьях с цветочным принтом

Cosmopolitan
На старт, внимание, лайк На старт, внимание, лайк

Сколько можно заработать на инстаграм-марафонах?

Glamour
Как общаться с тем, кто не смотрит в глаза Как общаться с тем, кто не смотрит в глаза

Как быть, если наш визави упорно отводит взгляд?

Psychologies
8 проблем с бюстгальтером и как их решить 8 проблем с бюстгальтером и как их решить

Эксперт: какие проблемы можно решить с помощью регулировки бюстгальтера

Cosmopolitan
Барби-футбол, танк и мертвый жеребенок — самые нелепые  покупки звезд Барби-футбол, танк и мертвый жеребенок — самые нелепые  покупки звезд

Самых нелепые, шокирующие и, конечно, дорогие покупки знаменитостей

VOICE
В мире с животным В мире с животным

Вредные мифы о воспитании собак, которым верят многие владельцы

Cosmopolitan
Энергия оргазма: в чем секрет женского удовольствия? Энергия оргазма: в чем секрет женского удовольствия?

Как даосская традиция описывает женский оргазм?

Psychologies
#glam_youtube: Аня Pokrov #glam_youtube: Аня Pokrov

Самая негрустная ведущая новостей о жизни блогеров

Glamour
Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю

За рулем нового Rolls-Royce Ghost точно стоит решиться на путешествие

Forbes
Бомбоане и кодруле: Марина Степнова о жизни в Кишиневе. Рассказ из сборника «Без очереди» Бомбоане и кодруле: Марина Степнова о жизни в Кишиневе. Рассказ из сборника «Без очереди»

Отрывок из рассказа Марины Степновой — о том, как в детстве она попала в Кишинев

СНОБ
Как заново изобрести колесо Как заново изобрести колесо

Дарья Степура многофункциональное колесо для инвалидных кресел-колясок

Популярная механика
Что такое бруксизм: как скрежетание зубами портит наше здоровье Что такое бруксизм: как скрежетание зубами портит наше здоровье

Головная боль и хроническая усталость могут быть признаками бруксизма

Cosmopolitan
Обучение с научно-практическим уклоном Обучение с научно-практическим уклоном

В Техническом университете УГМК студенты слушают лекции действующих менеджеров

Эксперт
Открыть в приложении