«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым

ЭкспертАвто

Стаханов бы одобрил

«Гонки улучшают породу автомобиля» — это утверждение оказалось справедливым и для шахтного транспорта. С новым поколением «подземных джипов» выходит на этот специфический рынок компания «Ф-Моторспорт», известная своими багги для внедорожных гонок и армейского спецназа

Александр Астапов

Подземные выработки в соляных шахтах тянутся на многие километры. Пешком не походишь. И потому там не ходят, а ездят. И бригады добытчиков, и инженерный персонал. Но ездят или плохо, или совсем уж дорого — например, цена специального «подземного джипа» Paus Minca 5.1 (внешне похожего на американский инкассаторский броневик) начинается от 200 тыс. евро. Приходится применять для вспомогательных задач паллиативные решения. Например, упрощенные автомобили на основе грузовых агрегатов, а для перевозки двух–пяти человек — изрядно переделанные уазики, но и те и другие крайне некомфортабельны на подземных дорогах, напоминающих разбитый напрочь проселок. Да и из-за агрессивной среды служат такие машины год-два. Что сводит на нет экономический эффект от паллиатива.

А потому визит делегации с одной соледобывающей компании к известному своими кроссовыми багги Эдуарду Мымрину был логичен. Как и их предложение — разработать семейство транспортных машин для шахтеров с чистого листа. Начав с малого, пятиместного, «подземного джипа» для инженерного персонала.

Логичен — и необычен одновременно. До того все транспортные средства данного «калибра» или переделывались из внедорожников (как нижегородский «Курьер» из «УАЗа-Хантера»), либо (как упомянутая Minca или «Барсук» красноярского филиала голландской Hencon) создавались по тракторным канонам на агрегатах тяжелой самоходной техники и военных грузовиков. Получалось пусть крепко, но тяжело и неэкономично, чтобы возить всего пятерых. Да и дорого: специальные агрегаты, от вездеходных мостов до гидростатической трансмиссии, стоят заоблачно. Здесь же стояла задача получить минимальную стоимость эксплуатации за счет и цены самой машины, и снижения расхода топлива при сроке службы в те же пять лет, что и у «специалов» (или в два с половиной — три раза выше, чем у «переделок»). А потому «автогоночный» подход был и правильным с инженерной точки зрения, и рискованным своим первопроходчеством.

С ралли — под землю

Требования к шахтному транспорту крайне специфичны. Первое — коррозионная стойкость: соль безвредна для резины, а для организма даже полезна, но разъедает сталь и алюминий. Второе и главное: такая машина передвигается со скоростью до 40 км/ч. Больше ей нельзя согласно требованиям безопасности, поэтому требуется непривычный для «нормальных» автоинженеров абсолютный примат плавности хода над управляемостью. Остальные требования на этом фоне уже скорее детали — но тоже немаловажные. Пожаробезопасность — значит, только дизель и выхлоп через барботажный бак с водой (заодно снижает и его токсичность). Плюс защита экипажа от падения породы согласно международным стандартам FOPS (защита от падающих предметов) и ROPS (защита от опрокидывания). А еще максимальная маневренность.

Длинноходные подвески, мягкие пружины, высокопрофильные шины с «грязевым» протектором — всё для обеспечения плавности хода на разбитых дорогах на принятых в шахтах малых скоростях

Специфика «Ф-Моторспорт» с ее опытом в разработке и постройке спортивных и развлекательных (а также военных) багги здесь оказалась как нельзя кстати. Конструктивно перед нами классический багги, только пятиместный и для особых дорог. Пространственная рама из стальных труб (цельнотянутых бесшовных диаметром 40 мм), независимая подвеска с большими ходами колес (400 мм спереди, 300 сзади!) на двойных поперечных рычагах спереди и одинарных продольных сзади, дорожный просвет 350 мм — и задний привод. Его вполне достаточно при «задней» же развесовке и самоблокируемом дифференциале для проходимости по солевым дорогам, зато так проще, дешевле и надежнее. А в действие все это хозяйство приводит 36-сильный 1,5-литровый дизель Kubota от погрузчика, сблокированный с автоматической коробкой передач Jatco от «Лады». Но с отечественными «мозгами», чего не добились на ВАЗе и чем Мымрин заслуженно гордится. Для 2,8 тонн «живого веса», из которых 1,6 — снаряженная масса самой машины, и максимальной скорости 70 км/ч (ограниченной принудительно 40 км/ч) — необходимо и достаточно, в том числе потому, что мотор не обладает избыточной мощностью и работает в наиболее экономичном (и экологичном) режиме.

Нестандартный подход к машине требовал и неординарной внешности. Эту часть работы Эдуард Мымрин заказал известному питерскому дизайнеру Виктору Пунтусу (с которым он уже не раз сотрудничал — например, создавая багги для военных).

Пунтус с самого начала разработал дизайн большого семейства техники, включив в него и намного более крупные машины, пассажирские и грузовые. А у самого маленького (относительно, конечно, — 4,25×1,9×1,8 м) первенца, названного «Стахановец С5», внешность вышла «Defender в кривом зеркале». Функционально, узнаваемо — и без единой надуманной линии. Передний капот непривычно низкий: на заднемоторной машине он прикрывает только подвеску колеса да вспомогательные агрегаты, сзади же образовалась площадка размером 1×1,6 метра для груза массой до 300 кг, вокруг которой создали систему фиксации грузов с решетчатыми бортами. В процессе создания машины дизайн был несколько упрощен (скажем, отказались от пластиковых боковых сменных панелей в пользу сплошных из стального листа), что не помешало «Стахановцу» смотреться инопланетно на фоне конкурентов.

А в конструкторской проработке особое внимание уделялось антикоррозийной защите. Вместо краски — мягкое на ощупь антикоррозийное покрытие на основе полимочевины, наносимое в два слоя. Вместо тросов и тяг привода «газа» и селектора «автомата» — гидропривод. Радиаторы, жидкостный для двигателя и масляный для коробки передач, не алюминиевые, а медные. Многие детали из нержавейки: топливный бак и его горловина, трубопроводы, магистрали и барботажный бак, использование которого исключает появление пламени в выхлопе.

А вот узлы подвески решили не изобретать и разработать на основе гоночных — но с полностью переработанной кинематикой.

Пока прототип «Стахановца» проходит испытания, по итогам которых будет принято решение о доработках и постановке в серийное производство. В успехе проекта Эдуард Мымрин уверен: по надежности, ресурсу, удобству использования машина лучше конкурентов, а по экономичности и подавно. По его подсчетам, только на топливе получается экономия до 2,8 млн рублей в год при трехсменной эксплуатации в сравнении с ныне используемым «Курьером» (тем, что на базе УАЗа). Затраты на обслуживание (и ремонт — помним про низкое качество УАЗов) тоже деньги, а повышенная цена «Стахановца» «раскладывается» на втрое больший срок службы. А рынок таких машин — трехзначный только по РФ и Казахстану, если учесть, что не только соль добывают шахтным методом.

Возможных модификаций тоже много — и грузовые, и санитарные, и для спецоборудования. А в ближайших планах — удлиненная, восьмиместная версия, которая требует усиления рамы и подвески и, возможно, чуть более мощного двигателя. Дальше Эдуард Мымрин не решается заглядывать, хотя очевидно, что его (и Пунтуса) подход позволит масштабировать конструкцию и дизайн и на транспортные машины крупнее, включая «шахтерские маршрутки» на 24 человека. А опыт и его репутация в автогонках — залог создания надежных, легких и экономичных машин нового поколения. Как видим, гонки продолжают улучшать породу автомобиля. Даже столь своеобразного, как «подземные джипы».

Фото Дениса Филатова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры строгого режима Игры строгого режима

Олимпийские игры на фоне резкого усиления противостояния Китая и США

Эксперт
Золотая жила: как мошенник из Tinder обманул девушек на $10 млн Золотая жила: как мошенник из Tinder обманул девушек на $10 млн

Как Саймон Леваев обманывал своих жертв и как он остался свободным человеком?

Forbes
Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
«Косточка на ноге» «Косточка на ноге»

Как избавиться от выпирающей шишки на стопе

Лиза
Какая наука стоит за модными БАДами Какая наука стоит за модными БАДами

Рынок биологически активных добавок растет в мире и в России

Эксперт
«Другое имя»: фильм о фейковой жизни женщин со Светланой Ходченковой в главной роли «Другое имя»: фильм о фейковой жизни женщин со Светланой Ходченковой в главной роли

Почему фильм «Другое имя» — важное событие для российского кино

Forbes
Какое будущее нам готовит новый IT-класс Какое будущее нам готовит новый IT-класс

Езда на беспилотном такси и разговор с тремя ведущими инженерами «Яндекса»

Эксперт
Лечим насморк у детей до года Лечим насморк у детей до года

Как помочь грудничку пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
«Я творил непотребное действо»: как Жулин изменил Татьяне Навке с Оксаной Грищук «Я творил непотребное действо»: как Жулин изменил Татьяне Навке с Оксаной Грищук

Александр Жулин рассказал о своей запутанной личной жизни

Cosmopolitan
Переобулись в экосистему Переобулись в экосистему

OR Group трансформирует бизнес-модель из fashion-ритейлера в торговую платформу

Эксперт
Чарльз Диккенс. Тяжелые времена Чарльз Диккенс. Тяжелые времена

Непростая история жизни Чарльза Диккенса и его жены Кэтрин

Караван историй
Распилить все поровну Распилить все поровну

Мадагаскар – одна из беднейших стран в мире

Вокруг света
«Ты как маленький!» «Ты как маленький!»

Не говори такого никогда: фразы, которые «кастрируют» мужчин

Лиза
Четвёрка над пятёркой Четвёрка над пятёркой

Советские разведчики, которые вербовали, курировали и руководили «пятёркой»

Дилетант
Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам Что дарить на 23 февраля: айтишникам, интеллектуалам и будущим миллионерам

Какие книги приведут в восторг предпринимателей, блогеров и шахматистов

Популярная механика
7 примочек против храпа, которые дадут тебе наконец-то выспаться 7 примочек против храпа, которые дадут тебе наконец-то выспаться

В продаже есть немало всяких штучек и средств против храпа

Лиза
Изумрудный суперфуд: что такое спирулина и чем она полезна Изумрудный суперфуд: что такое спирулина и чем она полезна

Вместе с врачами разбираемся в пользе и противопоказаниях спирулины

РБК
Причины, по которым может болеть живот: от самых безобидных до очень опасных Причины, по которым может болеть живот: от самых безобидных до очень опасных

С чем может быть связана боль в животе?

Cosmopolitan
«Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР «Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР

Самый молодой серийный убийца в СССР, приговоренный к расстрелу

VOICE
Все о фундуке: польза и вред, калорийность, мнение диетолога Все о фундуке: польза и вред, калорийность, мнение диетолога

Фундук богат антиоксидантами, полезен для сердца, помогает контролировать вес

РБК
20 самых страшных эпидемий и пандемий в истории: пугающие события, изменившие мир 20 самых страшных эпидемий и пандемий в истории: пугающие события, изменившие мир

Какие из эпидемий были самыми смертоносными?

Популярная механика
Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу Почему рэпершу и россиянина подозревают в крупнейшей атаке на криптобиржу

Он изображал успешного инвестора, она называла себя рэпером и экономистом

Forbes
Монеты за любовь Монеты за любовь

Фанатские токены — новая PR-модель или рай для спекулянтов?

Forbes
Зимние Олимпийские игры: 3 научных факта, о которых вы даже не догадывались Зимние Олимпийские игры: 3 научных факта, о которых вы даже не догадывались

Научные явления, которые помогают олимпийцам побеждать

Популярная механика
«Брат 3» Сухорукова и другие продолжения культовых фильмов, которые мы не увидим «Брат 3» Сухорукова и другие продолжения культовых фильмов, которые мы не увидим

Фильмы, которым не суждено выйти в прокат

Playboy
Как фонды собирают деньги? Как фонды собирают деньги?

Принципы, задачи и механизмы сбора средств в НКО

ПУСК
Как хранить яйца? Как хранить яйца?

Почему важно правильно хранить яйца? И как это делать?

Популярная механика
Живучие существа: 10 неожиданных мест, где обитают бактерии Живучие существа: 10 неожиданных мест, где обитают бактерии

Ученые находят бактерии там, где вообще сложно представить что-то живое

Популярная механика
Минеральный дисбаланс Минеральный дисбаланс

Производство удобрений в России растет, но объемы потребления рискуют снизиться

Агроинвестор
Открыть в приложении