Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

ЭкспертБизнес

«Подписные издания»: магазин и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Как новые формы коммуникации с аудиторией продвигают книжные продажи

Вячеслав Суриков

Санкт-Петербургские «Подписные издания» привлекли внимание медиа четыре года назад — на 2017 год приходится едва ли не пик посвященных им публикаций. Тогда сюжет о том, как предприниматель Михаил Иванов преобразил независимый книжный магазин и притянул в него поток покупателей, стала необычайно востребованной историей успеха. Она идеально вписалась в концепцию необходимости присутствия в рыночной экосистеме независимых компаний, не поддающихся натиску всепоглощающих сетей. «Подписные издания» как раз и иллюстрировали их сильные стороны: уникальность, креативность, быструю реакцию на запросы потребителей и, самое главное, то, что не в состоянии генерировать ни одна из сетей — эмоциональную теплоту в общении с покупателями, которые остались для них прежде всего читателями. Михаилу Иванову удалось не только преобразить книжный магазин, но и создать новую городскую достопримечательность — пространство, ставшее почти обязательным для посещения как теми, кто постоянно живет в Санкт-Петербурге, и тем более теми, кто оказывается здесь на несколько дней.

Чтобы оценить степень преображения «Подписных изданий», достаточно зайти в соседствующую с ними на Литейном проспекте «Академкнигу», где до сих пор можно разглядеть советский книжный магазин в том состоянии, к какому он пришел к началу восьмидесятых годов — последнего десятилетия эры книжного дефицита. Тогда книжные магазины в наименьшей степени нуждались в диалоге с аудиторией — они зависели скорее от тех, кто распределял книжные хиты между магазинами. Но как только искусственно создаваемый дефицит информации и развлечений исчез, а читатель стал страдать от пресыщения и тем и другим, книжные магазины либо переключались в музейный режим существования, куда люди изредка заходят посмотреть на книги, либо закрывались. Возможно, одна из причин сокращения числа книжных магазинов в России — тот факт, что в соответствии с логикой постсоветской приватизации «точки» доставались их директорам, исповедующим советскую модель книжных продаж, основной принцип которой — книга обречена быть раскупленной лишь по факту выхода в свет.

«Подписные издания» тоже достались их советскому директору — Галине Ермаковой. Она возглавила магазин в конце восьмидесятых. В 2012 году на позицию директора она вместе с дочерью, на тот момент владеющей книготорговым бизнесом, пригласила внука — Михаила Иванова. У нового руководителя «Подписных изданий» на тот момент был полуторагодичный опыт работы в отделе маркетинга книжной сети «Буквоед», парижский книжный магазин Shakespeare & Co и американская сеть Barnes & Noble в качестве объектов вдохновения и наглядный пример московского независимого магазина «Фаланстер», эффективно работающего с интеллектуальной литературой. В интервью порталу «Горький» Михаил Иванов цитирует напутствие, данное ему бабушкой: «Все должно быть чисто!» В этом же интервью он утверждает, что Галина Ермакова и по сей день участвует в обсуждении планов развития магазина. Она же является владельцем помещения. Книготорговый бизнес, как пишет издание Inc., теперь принадлежит в равных долях Михаилу Иванову и его матери.

Михаил Иванов поменял продавцов, дизайн помещения и книжный ассортимент. В магазине теперь можно съесть сэндвич и выпить чаю или кофе. В меню есть какао, молочный коктейль, минеральная вода и лимонад — ничего сверхъестественного, но немногочисленные столики в магазине редко когда бывают свободными. Аналогичными приемами пользуются и другие магазины, вставшие в 2010-х годах на путь креативного развития. Но у «Подписных изданий» эти приемы работают, а у остальных не всегда — самым громким экономическим провалом креативных книжных продаж стал крах сети «Республика». При этом могущество сети «Читай-город», основанное на выборе места продаж и точно просчитанном ассортименте, несмотря на кризис, вызванный локаутом, остается незыблемым. Его направление развития — продолжение экспансии в города России и развитие онлайн-торговли. По стечению обстоятельств ею на протяжении многих лет управляет почти полный тезка (без одной буквы) директора «Подписных изданий» — Михаил Иванцов.

«Читай-город» — книжная сеть с сотнями книжных магазинов и десятками миллиардов рублей оборота, безусловный лидер отечественного книжного рынка и один из лидеров рынка европейского. «Подписные издания» — магазин, у которого два этажа в доме номер 57 на Литейном проспекте и выручка, которая исчисляется десятками миллионов рублей (по данным СПАРК, в 2020 году она составила 192 млн рублей — на 28,5 млн больше, чем в 2019-м). При этом в сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) у «Подписных изданий» 170 тысяч подписчиков, а у «Читай-города» — 290 тысяч. При наличии несоизмеримо больших ресурсов «Читай-город» в одной из основных социальных сетей опережает по числу подписчиков даже не в два раза. У сопоставимого по объемам продаж с «Подписными изданиями» петербургского «Дома книги», у которого два этажа на Невском проспекте с видом на Казанский собор, где тоже есть кафе и разнообразный книжный ассортимент, всего 14,2 тысячи подписчиков.

Аккаунт «Подписных изданий» в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — явление, которое можно оценивать и отдельно от самого магазина. Тем более что далеко не все посты в нем продвигают непосредственно сам магазин. Часто они посвящены книгам вообще, и купить их можно в любых других магазинах. Это книжный блог, который показывает новинки литературы и рассказывает о них. Но показывает — в первую очередь. Сейчас издательства стремятся превратить выпускаемые ими бумажные книги в арт-объекты, назначение которых — стать не сколько носителями информации, сколько визуальным свидетельством причастности их владельца к той концепции, которую они в себе содержат. Название книги и ее обложка — манифест этой концепции, поэтому один из самых распространенных жанров в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — фотография с книгой, позволяющая рассмотреть ее название и подробности дизайна. На фотографиях в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «Подписных изданий» этот жанр доходит почти до совершенства.

В ответ на просьбу «Эксперта» об интервью магазин «Подписные издания» ответил категорическим отказом, несмотря на то что сам Михаил Иванов признает: немалую роль в успехе «Подписных изданий» после его обновления сыграли как раз медиа. Отказ от интервью не совсем обычная позиция для бизнеса, в этом случае ее можно трактовать и следующим образом: «Подписные издания» делают ставку на новые медиа и очень избирательно взаимодействуют с медиа традиционными. Присутствие на YouTube «Подписным изданиям» обеспечивает Николай Солодников, выпускающий на канале «ещёнепознер» программу «Закладки». В ней он как раз рассказывает о книгах и предлагает искать их в «Подписных изданиях». Но главный ресурс для «Подписных изданий» все же Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), число постов в котором уже превышает четыре тысячи. В них авторы перепробовали самые разные жанры, начав с традиционных фотографий обложек и эволюционировав до фотографий, на которых неизвестные модели представляют жанровую сценку, связанную с сюжетом или темой книги.

Пример «Подписных изданий» и по сей день демонстрирует образец независимого магазина, не отрицающего достижения сетей, а выгодно выделяющегося на их фоне. Единственный независимый книжный магазин, сопоставимый с «Подписными изданиями» по силе бренда, — «Фаланстер» Бориса Куприянова. И тот и другой влияют на атмосферу как в издательском мире, так и на книжном рынке в целом, и влияние это сопоставимо с такими гигантами, как издательский холдинг «Эксмо-АСТ» и книжная сеть «Читай-город». Не только потому, что «Подписным изданиям» удалось создать мощный медиаресурс, а Борис Куприянов — глава Альянса независимых издателей, один из организаторов ярмарки Non/fiction и создатель ресурса «Горький». Оба магазина концентрируют в себе чаяния и авторов, и читателей, жаждущих нестандартного подхода к книжным продажам. «Подписные издания» и «Фаланстер» для них желанная альтернатива «Читай-городу».

Еще один вывод: усилия, вложенные бизнесом в создание собственных медиа, оправдывают себя. Они не могут не претендовать на предоставление читателям объективной информации. Всё их содержание может состоять из косвенной или прямой рекламы. Основные требования — креативность и эмоциональность. Реклама, по меньшей мере в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), превратилась из сообщения, основная цель которого — запрограммировать потребителя на приобретение товара, в разновидность произведения искусства, в котором его автор не только предлагает купить тот или иной товар, но и рассказывает наполненную искренними, очень личностными эмоциями историю, и она зачастую оказывается важнее всего остального.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Опасная забота: 5 заблуждений экозащитников Опасная забота: 5 заблуждений экозащитников

Экоинициативы, которые не приносят пользу

Вокруг света
Полвека спустя: извлечены ли уроки? Полвека спустя: извлечены ли уроки?

К пятидесятилетию краха Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы

Эксперт
Как менялась Меган Маркл: скандальная герцогиня отмечает 40-летие Как менялась Меган Маркл: скандальная герцогиня отмечает 40-летие

Как менялась внешность самой обсуждаемой королевской особы

Cosmopolitan
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Россия в огне: почему лесные пожары в 2021 году бьют рекорды? Россия в огне: почему лесные пожары в 2021 году бьют рекорды?

Кто виноват в лесных пожарах в России и что делать

Playboy
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
«Я не проститутка!»: любовницы Павла Мамаева - флорист, модель и подруга жены «Я не проститутка!»: любовницы Павла Мамаева - флорист, модель и подруга жены

Бывшая жена Павла Мамаева не раз уличала его в изменах

Cosmopolitan
Водолеям — лепка, Скорпионам — оригами. Какое хобби подходит тебе по знаку Водолеям — лепка, Скорпионам — оригами. Какое хобби подходит тебе по знаку

Какие типы прикладного творчества лучше всего подойдут разным знакам?

Cosmopolitan
Как выглядят дочери красавиц-брюнеток Голливуда: Джоли, Беллуччи, Хайек и других Как выглядят дочери красавиц-брюнеток Голливуда: Джоли, Беллуччи, Хайек и других

Звездные мамочки с роковой внешностью вписали свои имена в историю кинематографа

Cosmopolitan
«Дикие» герои: 5 невероятных историй спасения людей животными «Дикие» герои: 5 невероятных историй спасения людей животными

Животные, которые смогли запомниться своими героическими поступками

Вокруг света
Аналоги Nike, Uniqlo и других: кто в Китае растёт вместо западных брендов и чем они примечательны Аналоги Nike, Uniqlo и других: кто в Китае растёт вместо западных брендов и чем они примечательны

Почему пользователи китайской соцсети Weibo призвали к бойкоту H&M и Nike

VC.RU
Что такое инсулин и как он работает Что такое инсулин и как он работает

Что нужно знать об инсулине

РБК
Сытная горячая закуска: горячее лобио из красной фасоли с бараниной Сытная горячая закуска: горячее лобио из красной фасоли с бараниной

Лобио — простой старинный рецепт грузинской кухни

Вокруг света
Девушка разделась перед камерой, потому что ей так повелел бог (фото прилагаются) Девушка разделась перед камерой, потому что ей так повелел бог (фото прилагаются)

Еще немного, и в Библии появятся более интересные картинки

Maxim
Как стать умнее, смириться с провалами и не потерять 90% жизни Как стать умнее, смириться с провалами и не потерять 90% жизни

Несколько постов от участников челленджа Content Hero

Reminder
Следствие вели: громкие происшествия с участием животных-людоедов Следствие вели: громкие происшествия с участием животных-людоедов

Человек чувствует себя хозяином на Земле, пока не встретится с хищником

Вокруг света
Чем полезна и опасна облепиха: научные данные Чем полезна и опасна облепиха: научные данные

Облепиху используют в фитотерапии, кулинарии, косметике и медицине

РБК
Как начать заниматься спортом и не бросить Как начать заниматься спортом и не бросить

5 способов сделать так, чтобы тренироваться было проще, чем сдаться

Reminder
От «Лапочки» до «Супер Майка»: лучшие фильмы про танцы, чтобы посмотреть с девушкой или в одиночку От «Лапочки» до «Супер Майка»: лучшие фильмы про танцы, чтобы посмотреть с девушкой или в одиночку

Подборка самых выдающихся картин про танцоров и танцы

Playboy
Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия Каково это — стрелять из ППШ, маузера, нагана, винтовки Мосина и еще девяти видов огнестрельного оружия

Мы постреляли из всего, что имеет спусковой крючок. Делимся впечатлениями

Maxim
Закрытие гештальта Закрытие гештальта

Пора оставить привычный любовный треугольник и… найти другой

СНОБ
Искусство онлайн: как технологии помогают посещать музеи во время пандемии Искусство онлайн: как технологии помогают посещать музеи во время пандемии

Проект на стыке искусства и технологий – виртуальные художественные галереи

Популярная механика
Резюме по подписке: ростовские программисты взяли заказ на фрилансе и создали конструктор Resume.io для 12 млн человек Резюме по подписке: ростовские программисты взяли заказ на фрилансе и создали конструктор Resume.io для 12 млн человек

Конструктор резюме, которым воспользовались 12 млн человек за год

VC.RU
Корпускулярно-волновой дуализм фотона подтвердили экспериментально Корпускулярно-волновой дуализм фотона подтвердили экспериментально

Физики из Южной Кореи подтвердили корпускулярно-волновой дуализм фотона

N+1
Метаболическая психиатрия: как ультрапереработанная еда сводит нас с ума Метаболическая психиатрия: как ультрапереработанная еда сводит нас с ума

Возможно, причина психических расстройств совсем не в психике

Reminder
«Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом «Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом

Удачное стечение обстоятельств позволило избежать жертв при кораблекрушении

Вокруг света
Кавказ подо мною Кавказ подо мною

Чем могут удивить 5 южных регионов нашей страны

Добрые советы
Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть Расслабься и носи что хочешь: эйджизм в одежде — почему о нем стоит забыть

Существуют ли в моде возрастные рамки?

Cosmopolitan
Шампанское священной дружины Шампанское священной дружины

Глупый и не совсем приличный финал жизни героического генерала Скобелева

Вокруг света
Открыть в приложении