В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

ЭкспертРепортаж

Илья Учитель: «Стрельцов не виноват»

В отечественный прокат выходит спортивная драма «Стрельцов»

Вячеслав Суриков

Фильм 28-летнего Ильи Учителя, в котором он обращается к ключевым моментам биографии Эдуарда Стрельцова, должен был выйти в прокат еще в апреле. Новая дата начала проката — 24 сентября. Фильм рассказывает о выдающемся футболисте, чья карьера была прервана приговором к двенадцати годам тюремного срока, из которых он отсидел меньше половины, после чего вернулся на футбольное поле, продолжил играть за команду «Торпедо» и сборную СССР. Главную роль в фильме играет самый востребованный актер отечественного кино — Александр Петров («T-34», «Лед-2», «Текст»), в главной женской роли — Стася Милославская. Накануне премьеры «Эксперт» поговорил с Ильей Учителем о том, как возник у него замысел «Стрельцова» и как он над ним работал.

— Фильм «Стрельцов» — это биография с поправкой на легенду о великом футболисте?

— Тот, что у нас получился, скорее легенда с поправкой на биографию. Не буду скрывать: у нас в фильме много моментов, которые кто-то назовет неточностями. В процессе работы над сценарием мы многое придумали и добавили. Но в основе фильма все же жизнь Эдуарда Стрельцова.

— Что вы можете сказать в свою защиту по поводу этих «неточностей», в которых вас неизбежно будут упрекать?

— Мы готовы к нападкам. Всем не объяснишь, что есть кино, а есть реальная жизнь. Как будет, так и будет. Стивен Спилберг в титрах ко многим своим фильмам — если не ошибаюсь, «Мюнхен», «Поймай меня если сможешь» — использует фразу Inspired by real events («Основано на реальных событиях». — «Эксперт»), но мы понимаем, что это художественные фильмы и в них есть вымысел. У нас что-то похожее.

— Как вы попали в этот проект? От кого исходила инициатива его запуска?

— Инициатива исходила от меня. Я с детства болен футболом. Про Стрельцова мне рассказывал мой дедушка, когда мы вместе смотрели футбол по телевизору. Став постарше, я начал серьезнее интересоваться его жизнью. Казалось бы, это готовое кино. Но от написания сценария до выхода фильма прошло семь лет, даже чуть больше.

— Рассчитываете ли вы на то, что имя Стрельцова, вынесенное в название фильма, привлечет зрителей в зал?

— Главный референс для нашего фильма — «Легенда № 17». Не думаю, что на момент его выхода в прокат имя главного героя Валерия Харламова было для большей части аудитории узнаваемым. Скорее наш фильм, и я надеюсь на это, поднимет волну интереса к личности Стрельцова.

— Из вашего фильма следует, что Стрельцов не совершал преступления, в котором его обвинили в 1958 году. Какие мотивы двигали в данном случае авторской группой?

— В фильме канва истории с его обвинением отличается от той, что была в реальности. Но наша позиция такая: он не виноват. И это не делает его менее интересным персонажем. Он все равно очень неоднозначный, про него нельзя сказать, что в начале истории он просто хороший, а в конце — уже идеальный.

— Трудно было определиться с исполнителем главной роли или вы сразу видели в ней только Александра Петрова?

— Он проходил кастинг вместе со всеми. Мы с ним предварительно встречались, что-то обсуждали, но это не означает, что его шансы были выше, нежели у всех остальных. Они были выше, но только благодаря тому, что в детстве он занимался футболом и умеет в него играть. Не все кандидаты обладали такой способностью, необходимой для нашего фильма. Но я счастлив, что в итоге именно он сыграл эту роль, потому что Петров — один из лучших наших актеров, и, конечно, он очень много привнес в фильм. Саша по-хорошему простодушный, наглый, дерзкий дворовый парень, каковым и был Стрельцов в моем понимании. Но так или иначе это все равно собирательный образ.

— Как вы оцениваете степень его вовлеченности в процесс создания основного персонажа этой истории?

— Каждое утро, несмотря на все наши графики и календарно-постановочные планы, мы на полтора часа уходили в вагончик и сидели что-то придумывали. Мне кажется, что актера, более вовлеченного в создание своего персонажа, я еще не видел. Недостатка его интереса к работе на съемках я не ощущал.

— Как вы воссоздавали советские пятидесятые-шестидесятые — исторический период, когда происходит действие «Стрельцова»?

— Я большой фанат фильма «Стиляги» и сразу предложил художнику создавать схожий визуальный ряд, а он со мной согласился. Дальше все происходило как обычно: сначала рисуются эскизы, потом выбираются локации, а затем в процессе съемок они либо полностью декорируются, либо частично.

— Насколько в этом фильме проявлена ваша авторская позиция?

— С моей точки зрения, любой фильм является авторским, потому позиция автора в нем так или иначе проявляется. Я всегда хотел снять фильм про то, что люблю: про футбол, — и моя мечта сбылась.

— Удалось ли вам воплотить первоначальный замысел на сто процентов?

— Фильм создается всегда так долго, на каждом этапе производства меняются обстоятельства, и все участники съемочной группы — оператор, художник, актеры — привносят в него что-то свое. И я уже при всем желании не могу вспомнить, как я его себе изначально представлял. Вот мы отсняли материал, потом около года его монтировали. Сначала была написана одна музыка, потом другая. Я вижу конечный результат, а удовлетворяет он меня или нет, судить тяжело после того количества просмотров от начала до конца, которые я совершил.

— Производственный процесс такой длительности — насколько это естественно для отечественного кино?

— Хотелось бы побыстрее, но также хочется, чтобы все получилось достойно. Нас никто не подгонял, поэтому мы так долго и делали. Какие-то вещи от нас не зависели. Он должен был выйти чуть раньше («Стрельцов» должен был выйти в прокат 16 апреля. — «Эксперт»). По крайней мере, у нас не возникало ситуации, когда требовалось что-то делать как можно скорее. У нас было время все обдумать.

— В паузу, возникшую между датой, на которую изначально планировался выход фильма, и днем, когда он все-таки выйдет, работа продолжалась?

— Работа продолжалась, но мы поправили какие-то минимальные вещи. Монтаж уже не трогали, потому что от него зависит слишком много вещей: и музыка, и графика. Но в звуке мы что-то поправили, поскольку каждый раз, когда смотришь фильм, замечаешь что-то такое, что, кроме тебя, никто не заметит, и возникает желание доделать до конца.

— Столько лет работы над фильмом — и всего две недели проката…

— Так у всех происходит. Мне не на что жаловаться. Наоборот, я всем благодарен: у меня появилась возможность снять то, что хочется, а не то, что мне кто-то предлагал. Я всем занимался от начала и до конца и теперь надеюсь, что это понравится кому-то еще кроме меня.

— Какие у вас ожидания от кинопроката?

— В апреле, когда должен был выйти фильм, они были намного более оптимистичными, чем сейчас: не все кинотеатры еще открыты, шахматная рассадка. Поэтому на то, на что мы рассчитывали изначально, теперь рассчитывать не приходится, но будем верить в лучшее.

— Что будет, если все-таки фильм не соберет столько зрителей, сколько прогнозировалось в процессе его производства?

— В момент запуска проекта, тем более когда снимает фильм молодой режиссер, количество его зрителей не прогнозируется — все рассчитывают только, что получится проект, который прокатчикам не стыдно будет потом прокатывать. Но когда фильм уже был готов, прогнозировалось, конечно, большее число зрителей, чем то, какое мы в итоге сумеем получить.

— Сможет ли, с вашей точки зрения, имя Александра Петрова на афишах фильма, а не только имя Стрельцова, привлечь зрителей в кинотеатр?

— Да, я на это очень надеюсь. И это единственный плюс от задержки выхода фильма на несколько месяцев: если бы он вышел в апреле, мы замыкали бы большую цепочку выходивших в прокат один за другим фильмов с Сашей в главной роли или в одной из главных. Надеюсь, что зрители по нему соскучились и у них опять возникло желание посмотреть фильм с Александром Петровым в главной роли.

— Насколько серьезную роль этот проект может сыграть в вашей режиссерской карьере?

— У меня нет задачи, чтобы следующий фильм стал еще масштабнее предыдущего. Мне кажется, каждый режиссер должен иметь у себя в кармане несколько проектов, потому что никогда не знаешь, какой из них у тебя в итоге выстрелит: какой тебе дадут снимать, какой не дадут. Конечно, в моей карьере ничего более значимого, чем этот фильм, пока не произошло. Как для любого режиссера, последний фильм всегда важнее всех остальных.

— Как вы оцениваете удар, который пандемия нанесла по кинематографической индустрии? Последствия оказались и в самом деле такими страшными, какими их прогнозировали в момент начала всеобщего карантина?

— Я знаю о нескольких кинотеатрах, так и не сумевших открыться после снятия карантина — уже по экономическим причинам. Это означает, что сборов, которые показывала отечественная киноиндустрия в последние годы, как на фильмах «Холоп», «Вторжение» и «Движение вверх», уже не будет. Мне кажется, что нас откинуло примерно лет на десять назад.

— Как пережили карантин те, кто был непосредственно вовлечен в производственный процесс?

— Пережили очень тяжело. У всех свои производственные циклы, и лето всегда самый горячий сезон для съемок. В этот период снимается девяносто процентов всех фильмов и сериалов. Но сейчас, как только нас выпустили, все резко побежали снимать, потому что в карантин все тратили время на написание сценариев и zoom-подготовку к съемкам. И сейчас те, кто находится в производственном периоде, надеются только на то, что всех снова не закроют, потому что такой удар индустрии будет уже очень сложно перенести.

Фото: Мария Плешкова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Москворотые»: русскоязычные Украины на распутье «Москворотые»: русскоязычные Украины на распутье

Почему русская Украина отказывается от своей языковой и культурной идентичности

Эксперт
Как решить любую проблему:6 психологических лайфхаков Как решить любую проблему:6 психологических лайфхаков

О том, как решить свою проблему, не поедая мамонта

Cosmopolitan
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
Вошли в моду Вошли в моду

Можно ли начать карьеру в фешен-бизнесе с нуля?

Cosmopolitan
Тюрьма Трубецкого бастиона Тюрьма Трубецкого бастиона

С самого своего основания Петропавловская крепость служила местом заключения

Дилетант
Почему мы читаем негативные комментарии Почему мы читаем негативные комментарии

Что стоит за странным желанием увидеть негативные комментарии?

Psychologies
«У нас хватило ума…» «У нас хватило ума…»

Как завершалась холодная война между СССР и США?

Дилетант
Что подарить начальнику? 8 идей подарков, которые точно порадуют босса Что подарить начальнику? 8 идей подарков, которые точно порадуют босса

Коллекция статусных и необычных презентов для руководителя

Playboy
Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру

Ученые подтвердили существование неуловимого прежде вида черных дыр

Forbes
Советский «умный дом», придуманный 33 года назад Советский «умный дом», придуманный 33 года назад

FaceTime и Siri в СССР?

Maxim
8 правил зачатия: как зачать ребенка 8 правил зачатия: как зачать ребенка

Момент зарождения жизни во многом до сих пор остается загадкой

9 месяцев
10 самых безумных грузов, перевезенных по воздуху 10 самых безумных грузов, перевезенных по воздуху

Авиаперевозки, не поддающиеся никакой классификации.

Популярная механика
Глэмпинг как оксюморон: комфорт вдали от цивилизации Глэмпинг как оксюморон: комфорт вдали от цивилизации

Что такое глэмпинг? Почему он стал популярен и сколько можно на нем заработать?

Эксперт
Гайд для тех, кто хочет научиться играть на гитаре: ответы на 9 частых вопросов новичков Гайд для тех, кто хочет научиться играть на гитаре: ответы на 9 частых вопросов новичков

Сборник ответов на самые популярные вопросы, возникающие у начинающих гитаристов

Playboy
Худеем, улучшая метаболизм Худеем, улучшая метаболизм

Пять простых правил для ускорения метаболизма

Здоровье
Почему важно беречь личные данные Почему важно беречь личные данные

Как защититься от нежелательных контактов?

СНОБ
Варвара-краса Варвара-краса

Звезда сериала «Чики» Варвара Шмыкова провела 2020‑й получше многих

Tatler
Как вырваться из френдзоны: 5 непростых уловок Как вырваться из френдзоны: 5 непростых уловок

Выход из френдзоны: «не верь», «не бойся», «не проси» и другие приемы

Maxim
Правила жизни Гая Ричи Правила жизни Гая Ричи

Гай Ричи: «У меня есть кличка. Но я вам ее ни за что не скажу.»

Esquire
Структура научных революций Структура научных революций

Новаторский анализ научного развития

kiozk originals
Было легче умереть, чем зайти в лифт: как я избавилась от фобии Было легче умереть, чем зайти в лифт: как я избавилась от фобии

История героини, которая панически боялась ездить в лифте

Cosmopolitan
Человек стали: как Генри Бессемер перевернул металлургию Человек стали: как Генри Бессемер перевернул металлургию

А что если ген изобретательства действительно существует?

Популярная механика
Нос «уедет» и пропадет дыхание — 7 мифов о ринопластике Нос «уедет» и пропадет дыхание — 7 мифов о ринопластике

Хирург объясняет, стоит ли бояться ринопластики и как проходит эта операция

Cosmopolitan
Срезаешь валики и кутикулу? 12 ошибок в домашнем маникюре, которые ты допускаешь Срезаешь валики и кутикулу? 12 ошибок в домашнем маникюре, которые ты допускаешь

Как правильно делать маникюр дома, чтобы результат не отличался от салонного

Cosmopolitan
10 актеров, по глупости отказавшихся от культовых ролей 10 актеров, по глупости отказавшихся от культовых ролей

О чем жалеют Том Хэнкс, Уилл Смит и Шон Коннери

Maxim
Богатый папа, бедный папа Богатый папа, бедный папа

Чему учат детей богатые родители – и не учат бедные

kiozk originals
На дворе отрава На дворе отрава

Венгерский фильм «Икота» — кинематографический потомок обэриутов

Weekend
Я вижу, о чем вы думаете Я вижу, о чем вы думаете

Как агенты ФБР читают людей

kiozk originals
«Я могу быть элитной нянечкой» «Я могу быть элитной нянечкой»

Гарик Харламов вдохновлен на новые актерские эксперименты

OK!
Среди своих Среди своих

Cоздавая туриндустрию с нуля, Руанда пошла по тропе премиального туризма

Robb Report
Открыть в приложении