Джулиан Шнабель снял фильм о Винсенте Ван Гоге

ЭкспертСобытия

Художник для тех, кто еще не родился

Джулиан Шнабель снял фильм о Винсенте Ван Гоге

Вячеслав Суриков

Джулиан Шнабель считает, что Уиллем Дефо — единственный актер, которому по силам сыграть роль Ван Гога.

Для 67-летнего Джулиана Шнабеля это всего лишь пятый фильм. Пять фильмов более чем за двадцатилетнюю карьеру в кинематографе очень немного, но Шнабель в первую очередь художник и к кинематографу обращается, только чтобы сказать что-то чрезвычайно важное для себя. Этим фильмом он напоминает нам, что Ван Гог, скончавшийся за десять лет до начала XX века, оказался самой важной фигурой в истории изобразительного искусства последнего столетия. С точки зрения последовательности развития языка живописи он пошел дальше импрессионистов и стал не только запечатлевать видимую реальность такой, как есть, но и привносить в изображение отпечаток собственной индивидуальности. В своем творчестве художник сделал акцент на то, каким он видит окружающий мир, и на свою способность запечатлевать это видение в красках. Чтобы писать картины именно так, как того хочет, а не ради соответствия общепринятым представлениям о том, как должна выглядеть реальность на холсте и бумаге, он и прожил свою жизнь, не собрав ни злата, не серебра.

Ван Гог в письмах, прежде всего к брату Тео, документировал собственную жизнь и одновременно вербализировал художественную позицию. Он создает канву, из которой впоследствии и был создан миф, в котором его жизнь и творчество стали неотделимы друг от друга. И самый важный момент в ней — отсутствие прижизненного признания. Его картины при жизни оставляют широкую публику равнодушной, и лишь немногие понимают, что именно художник пытается им сказать. А он просто говорит на художественном языке, еще не ставшем общепринятым. На свое несчастье, Ван Гог прожил слишком мало, умерев, как и Пушкин, в тридцать семь (здесь, может быть, и нет ничего удивительного) и, как и тот (а это уже странное совпадение), от пулевого ранения в живот. Насильственная мученическая смерть Пушкина стала неотъемлемой частью мифа о нем — и смерть Ван Гога в глазах Шнабеля столь же важна, как и его жизнь. В художника ради забавы выстрелили местные мальчишки, он получил тяжелейшее ранение, но не обмолвился и словом о своих убийцах.

В образе 37-летнего Ван Гога на экране появляется 63-летний Уиллем Дефо. Эта разница в возрасте на экране незаметна: Дефо играет так, что мы не задумываемся о том, сколько лет его персонажу; но есть и еще один важный момент, побудивший режиссера выбрать именно этого актера. Дефо ровно 30 лет назад появился на киноэкранах в главной роли в резонансном фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», и, хотя не стоит говорить о какой-либо устойчивой ассоциации Уиллема Дефо именно с этим персонажем, шлейф той роли вьется за ним до сих пор. Отчасти этот шлейф был задействован и Ларсом фон Триером, когда тот приглашал Уиллема Дефо на главную роль в фильм «Антихрист». У Шнабеля Дефо играет персонажа, чья суть сформулирована в названии фильма: он стоит на пороге вечности. Возможно, все дело в том, что Дефо, как никому другому, удается передать состояние, когда телом человек еще здесь, а его взгляд уже обращен по ту сторону земного бытия.

Роль Поля Гогена, вместе с которым Ван Гог провел некоторое время в Арле, сыграл актер Оскар Айзек

В фильме основной собеседник Ван Гога — Поль Гоген: они не только пребывают какое-то время в одном географическом пространстве и демонстрируют родство в воззрениях на природу художественного творчества, но и проживают свою жизнь по сходной формуле: главный элемент — посмертное признание. Их неспешные диалоги во время прогулок на фоне фантастически красивых пейзажей вызывают устойчивую ассоциацию с диалогом Феофана Грека и Андрея Рублева в фильме «Андрей Рублев». Шнабель придает словам Гогена и Ван Гога такую же весомость: то, что они говорят, своего рода манифесты, которым суждено передаваться из уст в уста. Но в отличие от Рублева и Грека, разговаривающих друг с другом словно на одном из перекрестков Вселенной, в ирреальном пространстве на границе сна и яви, француз и голландец снижают пафос только что сказанного ими актом мочеиспускания на фоне все тех же невыразимо красивых пейзажей.

Однако цель Джулиана Шнабеля не в том, чтобы оживить тень Ван Гога, актуализировать его, сделать этот образ зримым и внедрить его в сознание максимальной широкой аудитории, а в том, чтобы внести свой вклад в образ «святого художника». Он фиксирует последние годы его жизни, когда творчество художника достигает невероятных высот. В проживаемом им потоке времени не существует ничего, кроме творчества: писать картины и транслировать людям свое видение и их самих, и окружающего мира. Он преображает мир, и заключительный шаг в этом процессе — принесение себя в жертву: еще один лейтмотив творчества Андрея Тарковского, который внедряет в свой фильм Джулиан Шнабель. Камера находится максимально близко от лиц актеров, мы видим каждое движение их мимических мышц. Иногда на полотне экрана только лица и больше ничего. Шнабель отказывается и от исторического антуража, и от красочных пейзажей. Но чудо происходит — Уиллем Дефо выдерживает и это испытание: перед нами Ван Гог и его мучительные переживания о невыразимости красоты, которую он видит в окружающем мире.

Красота в буквальном смысле сводит его с ума. Мы наблюдаем за движением его кисти — за тем, как создаются его наброски и картины. В центре этой сюжетной линии альбом Ван Гога: его наброски, сделанные в бухгалтерской книге. Для Шнабеля неважно, подлинные они или нет. Этот факт режиссер не подвергает сомнению. Ему важна история о том, что весточка, отправленная художником в позапрошлом веке, подобно бутылке, и скитающаяся долгие годы по морям и океанам с посланием, запечатанным внутри, достигла адресата. И этим адресатом по воле судьбы оказались именно мы — живущие сейчас. Она позволяет и создателям фильма, и его зрителям почувствовать: биография Ван Гога продолжается.

Шнабель отстаивает право на собственное видение жизни художника. Ему не нужны никакие доказательства. Он проникает в его жизнь и в его творческий процесс с помощью художественной интуиции, и она часто оказывается достовернее любого из рациональных способов познания мира.

Под стук колес

Москва — первый европейский город, в котором труппа представит свою новую работу. Спектакль будет идти в Театре мюзикла до 9 февраля. Московский театр мюзикла

В Московском театре мюзикла — мировая премьера нового спектакля канадского театра-цирка «7 пальцев» «Пассажиры» в постановке обладателя Drama Desk Award Шены Кэррол. На сцене зрители увидят представление, в котором незнакомцы встречаются в купе поезда. В путешествии время для них останавливается: размышляя над своим прошлым и будущим, они то грустят о нереализованных возможностях, то предаются утопическим фантазиям. Вдохновленные движением и сменой пейзажа, делятся своими историями о бегствах и встречах. И пока пространство заполняет ритмичный звук поезда, обнажая их жизненные устремления, они срывают покровы с самих себя — друг перед другом и перед зрителем.

В городе Сочи

С 2011 года Сочинский фестиваль — член Европейской ассоциации фестивалей. Он включен в двадцатку лучших фестивалей мира. Российское концертное агентство

С 14 по 24 февраля в Сочи пройдет XII Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета. Мировыми премьерами станет целый ряд концертов и музыкальных проектов, которые будут представлены зрителям в рамках фестиваля на сцене Зимнего театра. Среди них совместный с Русским музеем проект «Параллельные миры. Русское искусство XX век. Часть 2. 1945–1956 годы», который объединит русскую музыку, живопись и поэзию тех лет. В концерте «Россия и карта мира» вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы» и Юрием Башметом примут участие музыканты из разных частей света — со своими национальными инструментами: бандонеоном, волынкой, пипой, домрой, гитарой и т. д.

Помнит мир спасенный

Выставка «Спасители» в Музее Москвы продлится до 4 февраля. Вход на нее свободный. Пресс-служба РЕК

В Музее Москвы проходит мультимедийная выставка «Спасители», которая рассказывает обо всех 206 российских праведниках народов мира (в том числе о ныне живущих) более чем из двадцати регионов страны — людях разных национальностей, которые, рискуя жизнью, укрывали евреев на оккупированных территориях. При помощи современных технологий и инсталляций посетители смогут узнать истории спасения и героизма и даже включиться в диалог спасителей и спасенных.

Выставка «Спасители» была инициирована пятнадцатилетними московскими школьницами, которые объехали Россию и Израиль, чтобы взять интервью у евреев, спасенных в годы войны.

Прекрасным принцем нам является балет

Режиссер и хореограф-постановщик — заслуженный деятель искусств России Николай Андросов. Государственный кремлевский дворец

В Государственном Кремлевском дворце 12 и 13 февраля состоится премьера спектакля «Бал сказок», в котором примут участие звезды мирового балета Николай Цискаридзе, Фарух Рузиматов, Иван Васильев, примы-балерины и премьеры ведущих театров России, а также учащиеся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В спектакль войдут сцены из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жар-птица», «Корсар» на музыку П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, И. Стравинского и других композиторов в постановке Мариуса Петипа и Михаила Фокина.

Полосу подготовил Вячеслав Суриков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тело как «Лего» Тело как «Лего»

Производители протезов борются за саморегулирование рынка ради пациентов

Эксперт
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Подборка актуальных книг по истории, культуре и искусству

Дилетант
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Моя история Моя история

Что общего у Дональда Трампа и Эрика Рыжего?

Дилетант
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Мёд Мёд

Мёд — уникальный продукт, созданный природой готовым к употреблению

Здоровье
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Открыть в приложении