Группа Дятлова: непреодолимый перевал
На ТНТ и на стрим-сервисе Premier 16 ноября состоялась премьера мини-сериала «Перевал Дятлова». Телешоу немедленно приковало к экранам внимание тысяч зрителей, а к финалу разделило их на согласных с концовкой и не согласных с ней
Тайна гибели группы туристов на Северном Урале в 1959 году так и не была раскрыта, поэтому до сих пор она не дает покоя многим и у нас, и за рубежом. Авторы попытались представить все существующие версии: от уголовной до мистической.
За 60 лет история гибели девяти советских туристов во главе с Игорем Дятловым обросла загадками, мистикой и нагромождением разнообразных гипотез, рожденных народной молвой. Поэтому опытный сценарист Илья Куликов, за плечами которого более 60 реализованных сценариев («Глухарь», «Карпов», «Чернобыль: Зона отчуждения», «Полицейский с Рублевки» и др.), продюсеры Евгений Никишов и Валерий Федорович («Измены», «Гоголь», «Обычная женщина»), которые тут впервые выступили и постановщиками, а также Павел Костомаров, великолепный режиссер и оператор («Эпидемия», «Как я провел этим летом»), прежде чем приступать к съемкам, провели большую исследовательскую работу.
Создатели получили доступ к закрытым материалам дела 1959 года и к документам специального дорасследования, изучили дневники погибших студентов и переработали тонну материалов: газетных статей, телевизионных расследований, документальных и художественных фильмов. И все же нужно было обладать смелостью, чтобы взяться за киноисследование так и не раскрытой «величайшей тайны прошлого века».
Как все начиналось
Группа студентов и выпускников Уральского политехнического института под руководством честолюбивого Игоря Дятлова собирается в лыжный поход на гору Холатчахль (или Холат-Сяхыл), что находится на севере Урала, на границе Республики Коми и Свердловской области. Маршрут имел наивысшую категорию сложности, однако это не испугало опытных походников. В те времена туризм по труднодоступным местам относился к направлению военно-спортивных практик. Поэтому бдительное руководство вуза выписывает в подмогу молодым ребятам опытного сотрудника «в штатском» Александра Золотарева (Егор Бероев). Игорь Дятлов (актер Иван Мулин, будто молодой Евгений Урбанский, просто рожден играть героев-комсомольцев) был крайне недоволен навязанным «попутчиком», но пошел на компромисс ради общего дела.
Как известно, перед бурей наступает тишина: природа будто посылает предостережение, нужно только не отмахиваться от предчувствий. Если бы Дятлов сотоварищи прислушались к местным легендам или хотя бы знали, что ХолатСяхыл переводится с языка манси как Гора мертвецов, возможно, трагедии удалось бы избежать. Казалось бы, вершина невелика (всего 1079 метров), но уральские шаманы утверждают, что горой управляет свирепая владычица и она не терпит незваных гостей. Но, разумеется, истинные адепты марксизма-ленинизма лишь посмеялись над подобными предрассудками и пустились в путь. Так начнется скорбная история покорения роковой вершины.
Следствие ведет майор КГБ
Спустя месяц после трагедии из Москвы в Свердловск прилетает угрюмый сотрудник КГБ Костин (замечательная роль нашего русского Колина Фаррелла — Петра Федорова). Элегантно одетый: черное пальто и широкополая шляпа, — он говорит полушепотом, но с силой, так четко, будто стреляет короткими очередями из засады. Костин сразу выстраивает иерархию с местными прокурорами и следователями, ведущими дело о гибели дятловцев: формально их помощник, фактически расследованием руководит именно он.
Вскоре по тому, как майор Костин ведет допросы очевидцев, зритель сможет догадаться, что красавец кагэбэшник в этой запутанной истории не случайное лицо, а прислан Москвой ввиду своих неординарных качеств. Во время войны капитан Костин столкнулся в Германии с последователями оккультно-идеологической организации «Аненербе» и поэтому чувствует людей особенным образом. Таинственность главного героя этим фактом не ограничилась: из своего прошлого он, даже не сомневайтесь, достанет еще пару скелетов. В следственную группу входит судмедэксперт Катя (Мария Луговая), вдова героя войны, одна воспитывающая сына. Олег общается с Катей, имея за пазухой какую-то личную потаенную историю, которую авторы сериала будут раскрывать постепенно.
Исходя из реальных документов дела спасатели, прибывшие на место трагедии, увидели страшную картину. Палатка изнутри разрезана ножами. У погасшего костра лежат два полураздетых трупа. Неподалеку от палатки — тело самого Дятлова: на его лице выражение ужаса, но на теле никаких повреждений. Рядом еще один труп: вскрытие показало, что в черепе трещина, но внешних ран и крови не обнаружено. Около палатки лежит тело девушки — перед смертью из ее горла вышло много крови, но на теле нет следов насилия, только отрезан язык…
Затем были найдены еще три трупа — с переломанными ребрами, внутренними кровоизлияниями и расколотыми черепами. При этом внешних ран или порезов на их телах опять-таки не обнаружено. Труп девятого туриста найден без повреждений: человек просто замерз. Тела погибших отправили к родственникам в заколоченных гробах с официальным заключением: смерть наступила из-за переохлаждения...
Подобно тайне Тунгусского метеорита, загадка Горы мертвецов так и не разгадана. Бесстрашные исследователи в поисках разгадки отправляются на страшную гору Холат-Сяхыл, но, кажется, еще никто не решился подняться на нее группой в девять человек.
Раскрыта ли тема?
Нужно отдать должное авторам «Перевала Дятлова», которые постарались провести зрителя по всем существующим на сегодня версиям причины гибели туристов: и дикие звери, и нападение беглых зэков (неподалеку расположен тюремный лагерь), и некие мистические силы природы. Одна из трактовок происходящего — космическая. Ясно, что об НЛО в советские времена официально никто не упоминал, но в наше время эта точка зрения считается вполне рабочей. Еще одно возможное объяснение гибели группы и, пожалуй, самая достоверная версия — техногенные причины, о которых в сериале открыто упоминается. Увы, эта линия сюжета быстро сворачивается. Финал вызвал наибольшие споры среди широкой общественности: в итоге продюсеры все-таки скатились к самой тривиальной версии — сходу лавины.
Как стало известно из опубликованного в 2014 году интервью экс-сотрудника свердловской прокуратуры Евгения Окишева, в 1959-м в Свердловск приезжал замгенпрокурора СССР и засекретил дело группы Дятлова. «Именно это и есть гостайна, которую надо было раскручивать» — такого мнения придерживается друг Игоря Дятлова, ныне здравствующий Петр Бартоломей. Он отстаивает версию об испытаниях в тех краях секретного оружия. Однако с художественной точки зрения финал Бартоломею понравился: «Восьмая серия меня потрясла. То, как люди боролись за жизнь, раскрыто очень хорошо. Ребята остались в страшной ситуации: полная темнота, пронизывающий холод, на котором долго не продержаться. Все это передано с большой силой, уважением и любовью к туристам».
Кино в кино
Создатели телешоу и руководители канала ТНТ не раз заявляли, что «Перевал Дятлова» пусть и смелая, но все же художественная интерпретация событий, не претендующая на документальное свидетельство. И ведь действительно, наибольшего внимания заслуживает то, как незаурядно все сделано: ведущими достоинствами проекта выступают его кинематографическое воплощение и инновационная форма повествования.
Фактически зрителю предстоит посмотреть два относительно автономных сериала в одном. Четные эпизоды (черно-белые) посвящены непосредственно походу дятловцев, а нечетные (цветные) — остросюжетный детектив, расследование их гибели. Сюжетные магистрали решены с помощью принципиально разных выразительных средств. В черно-белых эпизодах авторы качественно воссоздали эпоху, устроив феерический оммаж советскому лирическому кино шестидесятых. Референсами выступили и «Застава Ильича» Хуциева, и «Неотправленное письмо» Калатозова, и «Девчата» Чулюкина. Порой слышна музыка из «Трех тополей на Плющихе», а молодые актеры, талантливо изображающих жизнеутверждающий комсомольский задор, чистоту помыслов и манер, словно выписаны в наше время из СССР. Архаичный формат съемок, мягкая оптика, сверхкрупные планы, контрастный свет, геометрия золотого сечения в композиции кадра — от всего этого у киноманов легко может закружиться голова. Впрочем, от ностальгии по оттепели авторы остроумно перекинули мостик и в новую Россию: среди уральских студентов мелькнул в эпизоде молодой Борис Ельцин. Так и живем: то в четных сериях, то в нечетных.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl